Его и марки и значки и открытки

Подготовка к ЕГЭ. Задание 15.

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Подлежащее           Кто?
Что?    (И.п.)

Сказуемое     Что говорится о подлежащем?

Определение           Какой?
Чей?

Дополнение           (Р.п.)   
Кого? Чего?

                                   (Д.п.)  
Кому? Чему?

                                   (В.п.)   
Кого? Что?

                                    (Т.п.)  
Кем ? Чем?

                                    (П.п.)  
О ком? О чём?

Обстоятельство         Как? Когда? Где? и  др.

Одиночные
союзы

1

[- = О, О и О]

Он коллекционировал марки, открытки и
значки.

2

[- = и О, и О, и О]

[- = то О,то О,то О]

Он коллекционировал и марки,  и открытки,
и значки.

Он коллекционировал то марки,  то открытки,
то значки.

3

[- = О и О, О и О]

Он коллекционировал марки и открытки,
значки и фантики.

4

[- = О, и О, и О]

Он коллекционировал марки, и  открытки,
и значки.

5

Да =НО (,)

Он коллекционировал марки, да  не
все.

Он коллекционировал марки  да  открытки.

Двойные
союзы ( запятая перед второй частью)

6

[- = как О, так и О]

Он коллекционировал  как марки,  так
и открытки .

7

[- = не только О,но и  О]

Он коллекционировал не только  марки
но и открытки .

8

[- = хотя и О,но и  О]

Сложносочинённое
предложение

9

[= — ] , и [ = -]

Лился глухой шум, и летела пыль.

Общее слово  [ = —
] и  [= -]

В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль.

Составьте предложения с однородными членами (по схемам), запишите их.

1. [○, ○, ○].

2. [и ○, и ○, и ○].

3. [○ и ○, ○ и ○].

4. [ни ○, ни ○].

5. [то ○, то ○].

6. [○, а ○].

7. [○, однако ○].

8. [○, но ○].

9. [○ или ○].

Вопрос Составьте предложения с однородными членами (по схемам), запишите их?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамма- тические основы, однородные члены предложения. Обозначьте обоб- щающее слово там, где оно есть.

1*. Портной шьёт много разной одежды платья юбки костю- мы халаты.

  1. Сказки не рассказывали а сказывали.

  2. В саду росли разные деревья яблоня вишня груша.

4*. Бесчисленное количество перелётных птиц сидит во время урагана повсюду на корабле на палубе на рубке на снастях…

5. Ночью выпал снег но к утру растаял.

6*. Пошли все домой трое слонов и четверо ребят. (Б. Житков)

  1. Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев жуков ящериц козявок. (Ю. Нагибин)

  2. Растения образуют органические вещества из углекислого газа и воды.

  3. Снег лежал везде на склонах гор на деревьях на до- рогах.

  4. Не тронул Иван-царевич медведя пожалел пошёл дальше. 11*. Морозная но ветреная погода будет у нас в городе.

  1. В чаще муравейники не спят – шевелятся зыблются ки- пят. (С. Маршак)

  2. Для выполнения задания мне понадобились карандаш цир- куль линейка и ластик.

  3. Баба-яга в ступе едет пестом погоняет помелом след заметает.

  4. Переливаются лиловые розовые палевые полотна света. (Д. Зуев)

  5. На каникулах мы читали книги купались в речке загорали.

  6. Васютка зябко поёжился придвинулся ближе к костру и крепко заснул… (В. Астафьев)

  7. Забурлилась заиграла загремела Волга. (Н. Асеев)

  8. Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул коню. (К. Паустовский)

  9. Дремлет медведь в берлоге но чутко прислушивается к неугомонной жизни зимнего леса. (Д. Зуев)

21*. Лето заканчивалось, и на улицах зацвели самые кра- сивые цветы белые хризантемы красные георгины разноцветные астры. (По Н. Носову)

22*. Направо и налево тянулись богатые луга, оглашаемые криками перепелов чибисов и куличков. (А. Чехов)

  1. Температура не поднималась выше восемнадцати а по ночам и совсем падала. (С. Баруздин)

  2. На сараях на банях на гумнах свежий ветер вздувает верхи. (Н. Заболоцкий)

  3. Я ехал в тарантасе слушал звон поддужного колокольчи- ка дышал свежестью осенней ночи. (По И. Бунину)

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамма- тические основы, однородные члены предложения. Обозначьте обоб- щающее слово там, где оно есть. Составьте схемы предложений 4, 5, 8.

  1. Косые лучи мягко золотили зелёную мураву старого кладбища играли на покосившихся крестах переливались в уце- левших окнах часовни. (В. Короленко)

  2. День пасмурный но тёплый.

  3. Всё человечество Каштанка делила на две очень нерав- ные части на хозяев и на заказчиков… (А. Чехов)

  4. Приметы осени связаны со всем с цветом неба с ро- сой и туманами с криком птиц и яркостью звёздного неба. (К. Паустовский)

  1. Воевода Претич победил печенегов не силой а хитростью.

  1. Скворцы летят со своих зимних становищ из Европы из Азии из Африки.

  2. Жизнь животных и человека на Земле зависит от ра- стений.

  3. Для обустройства гнезда скворец использует разный строительный мусор мох вату перья пух тряпочки солому су- хие травинки.

  1. Почти в каждой семье сохранились какие-то вещи с войны котелок фляжка компас фуражка погоны. (А. Митяев)

  2. Налетели гуси-лебеди подхватили мальчика унесли на крыльях.

  3. Ребятишки толпились возле школы кричали смеялись хло- пали в ладоши.

12*. На рынке мы купили много разных фруктов яблок груш

персиков и абрикосов.

13*. Для земледелия

много воды плодородная

нужны

почва.

благоприятные условия

тепло

14. В предрассветном

сумраке

зайцы и лисицы хитрят

пута-

ют следы спешат на лёжку. (Д. Зуев)

  1. Василиса умылась причесалась оделась и села под окном.

  2. Берега Гремянки заросли лопухом крапивой осокой. (С. Баруздин)

17*. Татьяна Петровна не привыкла после Москвы к пустын- ному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам… (По К. Паустовскому)

  1. Древние египтяне разводили коров коз овец свиней и ослов.

  2. Плюнул дед кинул котёл и руки после того вымыл. (Н. Гоголь)

  3. Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъез- дах около пространных его владений в продолжительных пирах и в проказах… (А. Пушкин)

  4. Крупный снег лениво кружится около только что зажжён- ных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши ло- шадиные спины плечи шапки. (По А. Чехову)

  5. Я сильно зяб постоянно вскакивал и топтался на одном месте. (В. Арсеньев)

23.

Успокоившиеся деревья

бесшумно

и покорно

роняли

жёл-

тые

листья. (А. Куприн)

  1. Молодые работники умылись с мылом причесались надели сапоги ситцевые рубахи. (По И. Бунину)

  2. Я люблю усталый шелест старых писем дальних слов… (М. Волошин)

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните граммати- ческие основы, однородные члены. Обозначьте обобщающее слово там, где оно есть. Составьте схемы предложений 1, 3, 11.

1*. Карл освоил разные специальности слесарь столяр плот- ник и даже механик.

2. А утром всё

хрустело вокруг подмёрзшие

дороги

листья

на крыльце чёрные

стебли крапивы, торчавшие

из-под

снега.

(К. Паустовский)

3. Мы дышим воздухом но не замечаем его.

4*. От тоски и одиночества я каждый день сопровождал теперь маму на базар, где шла торговля местными продукта- ми овощами абрикосами козьим молоком варенцом. (Ю. Нагибин)

  1. Арбуз это не овощ а ягода.

  2. Мы брызгались из речки студёной водой бродили по ней и руками ловили подкаменщика. (В. Астафьев)

7*. В кухне так уютно так заботливо разведён огонь в очаге. (Е. Шварц)

8. Старик

обрадовался

положил

всё добро

в

сани

посадил

дочь повёз

домой.

9*. Долго томилось это семечко а потом напиталось росой распалось выпустило из себя тонкие волоски корешка впилось ими в камень и в глину и проросло. (По А. Платонову)

10*. Мы с другом говорили обо всём о дальних странах о чудесах света о космических путешествиях.

  1. Книга рождается благодаря труду автора редактора худож- ника и многих других людей.

  1. Осталась Василиса осмотрела дом Бабы-яги подивилась изобилью во всём и призадумалась.

  2. В гробницах фараонов археологи обнаружили погребальные маски медные чаши золотые сосуды.

  3. По дорожке чистой гладкой я прошёл… (С. Есенин)

  4. Текла извивалась блестела река меж зелёных лугов. (С. Маршак)

  5. Несколько лет назад я написал небольшой рассказ но никому не показывал и не печатал а спрятал его между страницами старой рукописи. (По К. Паустовскому)

17*. Ты понял блаженство занятий удачи закон и секрет. (Б. Пастернак)

  1. Телега вдруг заскрипела завизжала задрожала и, словно не´хотя, повернула налево. (А. Чехов)

  2. Ямщик влез на козлы подобрал вожжи сел бочком и тронул. (Л. Толстой)

  3. Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями си- неву небес. (С. Маршак)

21*. Около вёдер разложены лески крючки жерлицы, и от- ливают на солнце пунцовым огнём прудовые червяки. (А. Чехов)

22. Белый дым волнующимися клубами плывёт перед окнами плавно упадает и стелется по снегу около дороги… (И. Бунин)

23*. Всё пройдёт и печаль и радость и волнение и боль и страх…

24. С утра светило солнце парило над дымящимися полями над грязными дорогами над хлебами, насыщенными водою, лёг- шими на землю. (И. Бунин)

25*. А миг спустя мы слышим, как весело и быстро по всем зелёным листьям по всем железным крышам по цвет- никам скамейкам по вёдрам и по лейкам пролётный дождь стучит. (С. Маршак)

Знаки препинания при обращении Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения. Подчеркните грамматические основы в предложениях без обращений.

  1. Здравствуй русская молодка (П. Вяземский)

  2. Солнце солнце ты откуда (О. Высотская)

  3. Счастливого вам пути наши дорогие друзья

  4. Светит солнце нам в оконце

  5. За кого же нам батюшка посвататься

  6. Благословил батюшка своих сыновей

  7. Чей это орден бабушка

  8. До свидания Вася крепко обнимаю тебя

  9. Собрались братья и поехали домой

  10. Что ж вы братцы приуныли

  11. Полно мужичок вышлем тебе весь оброк (А. Пушкин)

  12. Вот где Русь твои добрые молодцы вся опора в го- дину невзгод (С. Есенин)

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения. Подчеркните грамматические основы в предложениях без обращений. Составьте схемы предложений 2, 5, 9.

  1. Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи (С. Маршак)

  2. Вылезайте муравьи после зимней стужи (С. Маршак)

  1. А что мама в эту корзинку много золота войдёт (С. Маршак)

  2. В наших лесах муравьи участвуют в почвообразовании и спасают растения от гусениц

  3. Друзья к чему весь этот шум (И. Крылов)

  1. Ну гостья дорогая подбрось и ты хворосту в огонь (С. Маршак)

  2. Дружной гурьбой мальчуганы побежали к реке

  3. Мой милый друг прошу тебя отвечать как можно ско- рее на это письмо… (В. Жуковский)

  4. А для чего Петенька людям руки нужны (Е. Пермяк)

  1. Ну что мальчуганы не слыхать, как там (А. Гайдар)

  2. До свиданья друг мой до свиданья. Милый мой ты у меня в груди (С. Есенин)

  3. Вы ж голубушки-сестрицы выбирайтесь из светлицы (А. Пушкин)

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите обращения. Подчеркните грамматические основы в предложениях без обращений. Составьте схемы предложений 2, 3, 7, 10.

    1. Спасибо дорогие мои спасибо

    2. Смилуйся государыня рыбка (А. Пушкин)

    1. Эй молодёжь чем занимаетесь

4*. Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу (С. Есенин)

  1. Не тоскуй моя белая хата что опять мы одни и одни (С. Есенин)

  2. Обычно к концу сентября клён сбрасывает листья

  3. Прощай родная пуща прости златой родник (С. Есенин)

  1. Погоди милый не беги так-то шибко (К. Паустовский)

  2. В наши дни молодёжь охотно изучает английский язык

  3. Скажи мне друг мой а почему ты решил стать писа- телем (Р. Фраерман)

  1. Отпусти ты старче меня в море (А. Пушкин)

  2. Что Соколко что с тобою (А. Пушкин)

Запятая между однородными членами предложения и частями сложного предложения (бессоюзная связь) Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамма- тические основы, однородные члены предложения. Составьте схемы предложений 3, 8, 12, 18, 22, 27.

  1. Директор поздравил первоклассников с первым днём в школе пожелал всем хорошей учёбы.

  2. Катя встряхнула простыни застелила кровать.

  3. Волны звучали солнце сияло море смеялось. (М. Горький)

  1. Море пенилось бурлило шумело.

  2. Сад наполнился шумом смехом.

  3. Облака рассеялись на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды… (М. Горький)

  4. Ревел гром блистали молнии шуршала трава… (М. Горький)

  5. На берёзках осинах липах клёнах блестят золотисто- жёлтые листья.

  1. Старый лес зашумел ровно неумолчно. (Б. Полевой)

  2. У старика болели руки ныла спина.

  3. В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.

  4. Малиновка щебетала чётко весело звонко. (Д. Зуев)

  1. Всё сильнее пригревает солнце вянут цветы. (В. Синецкая)

  2. Мать вышла во двор обошла кругом избушку. (А. Гайдар)

  3. Я легко запоминал слова и обороты быстро переводил прекрасно справлялся с трудностями правописания… (В. Распутин)

  4. Я спускаюсь к реке моюсь с лодки. (К. Паустовский) 17*. Скитания очищают переплетают встречи века книги лю-

бовь. (К. Паустовский)

  1. Были серые тёплые сумерки перепадал нерешительный дождь. (К. Паустовский)

  1. Шумели от ветра зелёные ветви висели качели под ду- бом столетним. (А. Барто)

  2. Река беспокойно возилась покачивалась вздыхала. (В. Рас- путин)

  3. Ковыли клонятся стелются мечутся. (Н. Сладков)

  4. На дорожке лежат красные листья осинки бурые листья ольхи.

  1. После того начиналось кормление его [Обломова] булоч- ками сухариками сливочками. (И. Гончаров)

24.

лаков

В апреле снег в тундре подтаивает бегут ручьи

выглядывает солнце. (По А. Баркову)

из об-

25.

стый

Прыгает снег. (Е.

косой кувыркается

Носов)

тычется мордочкой

в

искри-

  1. Припал ёж в углублении между шпалами ощетинился. (Е. Носов)

  2. Наша кухня пахнет землёй солнцем заречными лугами. (И. Бражнин)

  1. Сначала она бодро смотрела за ребёнком не пускала далеко от себя строго ворчала за резвость… (И. Гончаров)

  2. Птица там не пролетит близко зверь не пробежит. (В. Жуковский)

  3. Мальчик бережно положил руки на клавиши закрыл на мгновение глаза… (А. Куприн)

  4. Рыжик не бегал больше по столу не катался на двери не разжимал у Веры кулак. (Г. Снегирёв)

  5. Влезет бобр в хатку вода с него в три ручья стека- ет. (Г. Снегирёв)

  6. Егор коллекционировал марки значки и открытки.

  7. Все цветы в земле сидят ждут своего часа. (По Н. Слад- кову)

  8. Прошуршит под ногами мышь провоют на болоте голод- ные бессонные волки. (И. Соколов-Микитов)

Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамма- тические основы, однородные члены предложения. Укажите, какой частью речи выражены подчёркнутые вами члены предложения. Со- ставьте схемы предложений 3, 4, 8, 16, 19, 22, 26.

1. Настораживается лиса перебирает лапами ищет опору. (Д. Зуев)

2*. Кто-то побеспокоил птиц отогнал от привады. (Д. Зуев)

  1. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. (Д. Зуев)

  1. Час обеда приближался топот по двору раздался. (А. Пушкин)

  1. Надуваются разбухают почки осин. (Д. Зуев)

  2. Загонщики идут тихо редко покашливают постукивают пал- кой по деревьям. (По Д. Зуеву)

  3. Заяц перескочил через дорогу подошёл к своей старой норе выбрал местечко повыше раскопал снег лёг задом в но- вую нору уложил на спине уши… (Л. Толстой)

  4. Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка чёрные глазки глянули прямо на меня. (Г. Скребицкий)

  1. Он обдёрнул гимнастёрку ловким движением больших пальцев загнал складки за спину поправил пилотку на голове вскинул на плечо винтовку… (Б. Полевой)

  2. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес ель надломленная стонет глухо шепчет тёмный лес. (Н. Некрасов)

  3. Мальчишки в длинных рубашонках с воплем бежали в избы ложились брюхом на высокий порог свешивали головы закидывали ноги кверху… (И. Тургенев)

  4. Ночь медленно течёт без звёзд без звуков без движе- ния… (А. Серафимович)

  5. Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв. (И. Тургенев)

  6. Там в зеленоватой, мутной воде копошатся карасики вьюнки малявки улитки лягушки-жерлянки тритоны. (А. Чехов)

  7. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (А. Пушкин)

  8. Бледно-серое небо светлело холодело синело… (И. Турге- нев)

  1. Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи. (В. Короленко)

  2. Лето в стране настало вереск опять цветёт. (Р.Л. Сти- венсон в переводе С. Маршака)

19*. Принесли им бумаги написали они письма. (Л. Толстой)

  1. Покосная пора чарует ясными днями пылающим солнцем ароматом ярких цветов благоухающим сеном беспыльным возду- хом… (Д. Зуев)

  2. Тени ходили по пням беловатым жидким осинам берёзам косматым. (Н. Некрасов)

22*. Городские земли разрезают бухты балки овраги.

  1. Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли ти- хонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (А.К. Толстой)

  2. В эти минуты лицо её дышало такою детскою доверчи- востью к судьбе к счастью к нему… (И. Гончаров)

  3. Оля закуталась в тёплый платок Митя повязал башлык Маняша натянула на голову капор. (З. Воскресенская)

  4. Маняша бежит к маме подаёт на блюде крохотный ко- лобок. (З. Воскресенская)

В этой статье мы разберем несколько правил, которые нам пригодятся при решении 16 задания ЕГЭ по русскому языку. В этом задании нам необходимо будет расставить знаки препинания на нужных местах в 5 предложениях и выбрать из них такие, где мы поставили только одну запятую. По сравнению с экзаменами прошлых лет задание изменено: число верных ответов больше не фиксированное (минимум 2), оценивается задание с 2022 года 1 баллом (было 2 балла). В этом задании нам обычно дается 1-2 простых предложения и еще несколько сложных. Где-то знаки будут вовсе не нужны, где-то мы поставим сразу 2 запятые. Разберем наиболее частотные структуры:

16 задание ЕГЭ русский 2024: теория

Простое предложение с союзом «и»

Запятая не ставится между ДВУМЯ однородными членами предложениями, связанными союзом «и». (+ ИЛИ)

Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.      

Простое предложение с двумя однор.ч.п. и противительным союзом между ними

Противительные союзы: но, а, однако, да (=но), зато, же, только

Запятая всегда ставится между однородными членами предложениями, связанными противительными союзами

Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.

Простое предложение с двумя сказуемыми и союзом «да» между ними

Нужно разобраться, в каком значении употреблен этот союз: если в значении «и», то запятая не нужна; если в значении «но», то обязательно поставим знак.

Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал (=и).
Хотел доделать, да не успел (=но). 

Простое предложение с 3+ однородными членами и повторяющимися союзами

В этом случае перед вторым и последующими членами мы обязательно будем ставить знаки. Напишем несколько схожих примеров, чтобы увидеть разницу в расстановке знаков.

Он коллекционировал и марки, и значки, и монеты.
Он коллекционировал марки, и значки, и монеты.
Он коллекционировал марки, значки и монеты.
Он коллекционировал марки, значки, монеты.  

Предложение с несколькими союзами «и», которые связывают разные однородные члены предложения

Обычно такие структуры кажутся длинными, и хочется поставить знак. Начните с поиска основы и четко определите, зачем употреблен каждый из союзов – обычно запятая не нужна именно потому, что союзы связывают разные члены предложения.

В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

Предложения с повторяющимися союзами

Перед всеми частями повторяющегося союза, кроме первой, ставится запятая.

Союзы: либо… либо, то… то и др.

То справа, то слева, то сбоку слышался какой-то шум

Предложения с двойными (составными) союзами

Обязательно ставится знак перед второй частью союза. К таким союзам относятся союзы: не только… но и, как… так и и др.

Нужно быть вежливым как среди посторонних людей, так и в домашнем кругу

Ставится запятая перед союзом «а также»

Сложные предложения, состоящие из 2 частей

Обязательно ставим знак на границе основ.

Вскоре ветер стих, и стало гораздо теплее.

Если у грамматических основ, соединенных союзом и (или другим сочинительным соединительным союзом), имеется общий член предложения (обычно – обстоятельство места / времени / причины), стоящий перед этими грамматическими основами (реже – после них), запятая не ставится.

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.

Правило применимо, если у второй и последующих частей нет собственного обстоятельства соответствующего разряда.

С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

16 задание ЕГЭ русский: практика

Задание 1

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.

Задание 2

Расставьте все знаки препинания:укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

Ответы

  1. 123;
    • Запятая 1 выделяет деепричастный оборот «выбравшись из фиолетового тумана».
    • Запятые 2 и 3 выделяют причастный оборот «напущенного автомобилем».
  1. 1234.
    • Запятые должны быть поставлены на первом и втором местах, а также на третьем
    • и четвертом: это запятые перед и после выраженных причастными оборотами обособленных определений, стоящих после определяемых слов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Открытка мне очень стыдно
  • Поздравление с новым годом преподавателю от родителей
  • С крещенским сочельником открытки с поздравлениями красивые мерцающие
  • Приложение для живой открытки
  • Поздравление с бронзовой свадьбой открытки скачать