Как сделать из рисунка открытку в типографии

Как напечатать открытки со своей иллюстрацией?

LECTOROOM, Марта Журавская & Зелёный коридор

Если вы рисуете, то наверняка,  хоть раз задумывались о том, чтобы напечатать открытки со своими иллюстрациями. Но обычно между желанием и готовым продуктом всегда появляются какие-то технические вопросы и непонятные термины. Вместе с иллюстратором Мартой Журавской и типографией Зелёный коридор мы собрали для вас подсказки, которые сделают этот процесс легче и понятнее. 

На что обратить внимание при подготовке макета?

1. Фотография vs сканирование

При возможности, выбирайте сканер. Для качественной фотографии необходим белый рассеянный свет — придется выжидать идеальный облачный день или обзавестись специальным оборудованием. Второй подводный камень — фокус. При фотографии в фокусе окажется только часть работы, что скорее всего не входит в ваш авторский метод. Если часто путешествуете — обратите внимание на портативные сканеры. Если сканера нет, но вы хотите профессиональный результат — обратитесь в фотосалон или специализированный центр.

2. Как проверить сложную картинку?

Чтобы проверить гармонию и баланс оттенков — переводим в ч/б. Используйте горячие клавиши Ctrl+Alt+Shift+B или меню: изображение—коррекция—ч/б. Так картинка выглядит без цвета, просто в тональной раскладке. На что смотреть?

  • соотношение светлого на тёмном и тёмного на светлом
  • распределение акцентов
  • цельность

Если в черно-белом варианте всё ок, то и в цвете не будет дисбаланса.

3. Какой формат выбрать?

Для открыток вполне подойдёт .jpg С ним меньше хлопот для новичков и выглядит он абсолютно знакомым. Для сложной более сложной продукции — буклетов, визиток, брошюр — подойдёт более профессиональный .tif. Запомните одно правило — эти форматы ходят парочкой с цветовыми профилями. Для .jpg подходит RGB, для .tif используем CMYK. Этого достаточно для начала. На самом деле форматов намного больше — вы убедитесь в этом, когда будете печатать в Зелёном коридоре. Если вы работаете в .cdr, .psd и похожих — их тоже сразу можно запустить в печать. 

Как самостоятельно напечатать открытки?

В типографии Зелёный коридор вы сами контролируете весь процесс: готовите макет, выбираете параметры и отправляете в печать. Всё работает без менеджеров и дизайнеров. Просто потому что на сайте всё понятно. Если вопрос всё же возникнет — вам оперативно придут на помощь. Итак, как всё устроено? Например, нам нужно напечатать открытки:

1. Выберите вид печатной продукции

Для открыток, например, подойдет «Флаеры и листовки на меловке»

2. Выберите размер открытки

Например, 10 х 15 см


 

3. Укажите бумагу, цветность и тираж

Выбирайте на свой вкус и контролируйте стоимость печати. Цветность 4+4 обозначает цветную печать с двух сторон.

4. Проверьте макет

Обратите внимание на технические требования

  • Размер макет чуть больше, чем выбранный вами формат. Если выбирали 100х150 мм, сайт порекомендует загрузить макеты 104х154 мм. Это пространство для вылетов, чтобы при резке не задеть основную иллюстрацию.
  • Для открыток спокойно подходит формат .jpg, при желании, можно загрузить профессиональный документ в .tif

5. Загрузите макет

Всё просто. Загрузите отдельными файлами 2 оборота открытки. Они должны выглядеть так, как вы хотите увидеть их при печати. Никаких специальных типографских обозначений не требуется. 

Сайт подскажет, если изображение находится слишком близко к линии реза, и предложит варианты корректировки. Зелёный пунктир — 100% срез, красный — опасная близость. 

Также с оборотной стороной 

6. Просмотр макета 

Финальный шаг. Оцените макет со всех сторон

7. Подтверждение и оплата

Подтвердите макет, оплатите заказ и скоро открытки будут у вас
 

Вот и все дела! Больше никаких причин откладывать печать открыток со своими иллюстрациями. Попробуйте напечатать что-нибудь прямо сейчас в Зелёном коридоре. А если захочется больше классных иллюстраций, присоединяйтесь к курсам Марты Журавской

Всем здравствуйте!

В последнее время меня часто стали спрашивать о печати открыток в типографии, поэтому я подумала, что пора упорядочить свой опыт, чтобы и другие могли им воспользоваться. Тем более, если вы художник, то ваши покупатели будут рады найти открыточку с вашими теплыми пожеланиями и автографом)

Но обо всём по порядку Я люблю живопись и посткроссинг (когда люди обмениваются почтовыми открытками по всему миру, но посылают открытки по случайно выданному сайтом адресу (и получают так же)). Поэтому рано или поздно я должна была задуматься о том, как бы объединить эти хобби и начать печатать открытки по своим картинам.

Сразу оговорюсь — речь пойдет о почтовых, а не о подарочных открытках. То есть на них есть место для адреса и марок, и их можно отправлять по почте без конверта. Они печатаются на плотном картоне, так что их не так просто помять или поцарапать.

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 1

Чаще всего в типографии можно попросить напечатать своё имя, ссылку на свой сайт/соцсети, название работы (то, что нужно, если вы хотите, чтобы о вас узнавали всё больше и больше людей по всему миру).

Как говорится, я не претендую на истину в последней инстанции, хочу поделиться той схемой, которая работает для меня. Кто-то другой быть может пойдет иным путем. Но тем не менее, я печатаю открытки уже полтора года (что не мешает мне продолжать работать над качеством, цветом, ассортиментом и пр. пр.) А так же есть много покупателей и получателей открыток, которые радуют меня своими отзывами, и это значит, что я на верном пути.

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 2

Итак, если вы хотите открытки хорошего качества, то вам нужно найти типографию. Тут может быть два варианта: найти у себя в городе или в другом городе (в интернете).

И каким бы логичным не казался первый вариант (проще контролировать качество, быстрее, не нужно платить за доставку), я все же выбрала второй по единственной причине: тиражи должны быть большие, чтобы цена была адекватной.

Минус один, но он для меня всё перевесил. Мне не нужно 50-100 видов одной открытки. Я лучше напечатаю 100 разных видов открыток по 2-10 штук. Цена и количество открыток будут одними и теми же, а выбор — больше. Некоторые мои картины-открытки не найдут отклика, и я не захочу их больше печатать, а так куда бы я девала эти коробки с кучами одинаковых открыток?

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 3

Поэтому я стала искать типографию в других городах с возможностью заказа через интернет. У этого варианта тоже много плюсов:

— Позволяет печатать открытки небольшим тиражом.

— Если вы заказываете много, доставка может быть бесплатной.

— Если вы заказываете много, могут сделать скидку.

Что касается качества, то его тоже несложно проверить: изучить отзывы, а также заказать сначала небольшой тираж (или если вы посткроссер, то тогда обменяться с кем-нибудь на открытку их производства).

Дальше нужно сфотографировать или отсканировать работу (картины проще сфотографировать, но камера должна быть хорошей, и делать это нужно при дневном свете). И обработать в любом удобном вам редакторе, подогнав фото под требования типографии. В моей они такие:

  • Формат файлов: JPG, TIFF
  • Разрешение изображения: 300 dpi
  • Размер изображения 100*150 мм
  • Размер файла в пикселях не менее 1772*1181 пикселей (если ваше изображение имеет другие пропорции, вы должны понимать, что часть изображения срежется)
  • Размер файла в килобайтах не менее 1000 кбайт
  • Цветовой режим: RGB

Причем методом проб и ошибок я поняла, что изображения лучше переводить в режим CMYK, a не RGB, потому что так вам будет проще понять, так будет выглядеть открытка в печати (на бумаге/картоне), а не на экране, и поэтому своевременно отредактировать максимально близко к оригиналу.

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 4

Часто, когда получаешь открытки из печати, понимаешь, что некоторые ещё можно бы откорректировать по яркости, контрастности, насыщенности, и на второй-третий-четвертый раз ты получаешь открытку, которой полностью доволен:) Например, открытка с крылом самолёта (на фото ниже) меня не достаточно устраивала по сравнению с другими, но добавить яркость было несложно, и уже на следующий раз она была такой же светлой, как и остальные. Поэтому поначалу хорошо заказывать открытку небольшим тиражом, чтобы понять, какой она будет, и нравится ли вам.

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 5

Спасибо за внимание. Я надеюсь, это была полезная для вас информация. Буду рада ответить на ваши вопросы!

Как напечатать почтовые открытки по своим картинам, фото № 6

Удачи в печати открыток по вашим картинам и фотографиям, пусть они расходятся по всему миру и радуют всё больше людей

Спасибо всем, что моментально и тепло приняли. ❤️

А также отдельная благодарность @Letta за интересный вопрос про открытки.

Сама я долгое время мечтала, что мои иллюстрации будут достаточно хорошего качества, и я смогу с легкостью подготовить их к производству, напечатать, а потом все люди в этом мире будут их продавать и покупать в виде открыток и прочего ))

Но я долго тупила, не было уверенности в своих способностях и понимания, как все это организовать.
К счастью, однажды я познакомилась с прекрасным иллюстратором Катей Поляковой (в инсте @zatmeniee https://www.instagram.com/zatmeniee/) как раз благодаря её открыткам. Она меня очень сильно замотивировала (конечно, еще же и психолог!), и поделилась своим опытом, как всё это лучше делать. Еще она позвала поучаствовать вместе с ней в маркете и это поставило меня перед фактом, что нельзя прокрастинировать, а нужно срочно печатать открытки с тем материалом, что уже есть.

Как я действовала:
— Отобрала иллюстрации, которые мне нравились больше всего, и которые требовали меньше всего ресурсов в обработке;
— Определилась с типографией. Мне повезло, так как я видела открытки Кати и мне нравилось их качество. Поэтому я просто обратилась в ту же типографию, что и она, выбрав совершенно те же параметры. Ниже я напишу подробнее;

— У всех типографий обычно на сайте есть требования к макетам. Я изучила требования выбранной мной и не всё в них поняла. Поэтому я позвонила им по телефону и прояснила, чтобы было наверняка;

— Я решила делать двухсторонние открытки, поэтому мне нужно было определиться, как будут расположены элементы оформления на обороте. В итоге мой макет в процессе работы выглядел так

— На сайте типографии был еще и удобный калькулятор, поэтому я заранее просчитала сколько и каких открыток смогу напечатать в своих бюджетных рамках;

В моей типографии была возможность отправить макеты по интернету и оплатить при получении. Но это далеко не везде так. Скорее всего вам придется сначала поехать в типографию, сделать цветопробу, оплатить и только после этого открытки отправят в печать.
В общем, я отправила макеты, связалась по телефону с менеджером, он задал уточняющие вопросы. Например, сознательно ли я расположила линии на обороте именно в том углу. Макеты я отправила с утра, а открытки можно было забирать уже через пару часов.
Я печатала открытки по 6-10 шт каждого вида. Например, эту напечатала в двух вариантах, чтобы в дальнейшем знать какое качество получается. Одна просто с фиолетовой заливкой, другая с эффектом фактуры, которую я проставила в макете за счет полупрозрачного фактурного слоя поверх изображения. Я сделала это потому, что в цифровой печати сложно добиться равномерной заливки таких насыщенных цветов и она могла получиться полосатой в чистом виде.

Теперь подробнее о макете.
Размер открытки А6 — 105х148 мм. Так как по требованиям печати нужны дополнительные мм под обрезку, то я создавала макет в иллюстраторе размером 109х152 мм, т.е. прибавила по 2 мм с каждой стороны. Цвета типа CMYK.
Дальше я вручную внутри макета проставила границы, куда могла вписать изображение без опасения, что оно будет срезано.
Я создала шаблон оборота, у которого только меняла “марку” и название иллюстрации в каждой отдельной открытке. Я думаю тут нет особых правил, как сделать оборот. Можно вообще его не делать и это будет дешевле. Можно сделать ч/б, а можно цветным.
Я не нашла каких-то общепринятых типографских правил по поводу того, как располагать линии, какую информацию помещать на обороте и т.д. Поэтому просто представила, как она должна выглядеть, чтобы быть удобной и интересной.
Обороты моих открыток:

На лицевой стороне я размещала уже подготовленные заранее иллюстрации. Всё нарисованное вручную я всегда сканирую с разрешением в 600 рх. Потом обрабатываю в фотошопе, убирая лишний фон, огрехи и выравнивая цвет.

Вот параметры, с которыми я печатала открытки:
⭐️ Бумага Biotop натурально-белая, 350 г./м2 (она плотная и естественно белого оттенка), но вообще открытки печатают на бумаге разной плотности (от 200 г./м2) и глянцевости, тут дело вкуса. Если сомневаетесь, то просто закажите открытки в небольшом количестве, но на разной бумаге.
⭐️ На обороте я выбрала цветную печать.
⭐️ Размер А6
⭐️ Без биговки (без сгиба)
⭐️ Без персонализации (бывает нужна, если например вы делаете свадебные приглашения и в каждой открытке разные адресаты).
⭐️ Макет сохраняла в формате PDF. В настройках сохранения стиль Adobe PDF выбирала “Полиграфическое качество”.
⭐️ Когда я печатала тираж то выбирала общее количество открыток. Допустим, при тираже 100 шт. у меня было 10 видов иллюстраций по 10 копий. Я думаю что на других типографиях также. Если вы присылаете макеты одним заказом, то это не 10 отдельных тиражей по 10 шт., а именно общее количество в совокупности.

Наверное немного сумбурный текст, поэтому если будут вопросы задавайте.
А если есть советы, делитесь. Это будет всем на пользу.
Позже я ещё напишу отдельный текст о том, куда пристроила открытки продаваться.

P.S. Я эту запись сделала не ради рекламы типографии, но если кому-то из Краснодарцев нужны конкретные пароли и явки, то рекомендую вот этих ребят, я печаталась у них http://sprint23.ru Там на сайте удобный калькулятор и можно заранее узнать стоимость всего тиража и каждой отдельной открытки.

#открытки #печать_открыток #работа_с_типографией

Советы о том, как подготовить стикеры и открытки, чтобы не было проблем при печати.

При печати стикеров и открыток художник может столкнуться со многими проблемами: то краска шелушится или растекается, то рисунок получился «мыльным». Какие-то детали на картинке не пропечатались, а цвета — оказались ненасыщенными, «грязными» или другого оттенка.

Полностью исключить вероятность брака в производстве мерча невозможно, но при правильной подготовке вы можете избежать многих проблем и сэкономить время и деньги. Чем тщательнее вы проверите макет, тем ниже будет риск возникновения подобных погрешностей.

В этой статье мы поделимся советами, как подготовить макет к печати и какие основные требования стоит соблюдать, чтобы обезопасить себя и свой тираж.

О требованиях в типографиях

Чтобы напечатать стикеры и открытки, вы можете редактировать уже нарисованную вами картинку или создать арт, изначально учитывая требования печати. От вида товара зависит то, как вам нужно будет подготовить файл.

Например, для шелкографии (один из способов трафаретной печати) на изображении не должно быть градиентов и больше 6-12 цветов. Уже готовая картинка может не подходить под эти условия, и у вас уйдёт много времени на её редактирование. Поэтому для начала важно определиться, какие товары вы хотите произвести и в каком количестве.

В нескольких выбранных типографиях важно уточнить сроки работы и доставки, стоимость тиража (чем больше тираж — тем меньше сумма) и условия оплаты (небольшие тиражи под самовывоз некоторые типографии могут печатать с оплатой при получении). Для расчёта стоимости печати типографии может понадобиться информация о размере стикеров, какой материал вы выбрали (бумага, картон, плёнка — и их конкретный подвид) и в каком количестве.

Выбрав одну типографию, узнайте конкретно их требования к макету. В файле, который вам пришлют, обычно указывают:

  • форматы макета: .AI (Adobe Illustrator), .PSD (Adobe Photoshop), .PDF (Adobe), .TIFF и другие;
  • принимается ли растровое изображение (или только векторное);
  • цветовое пространство макета (RGB, CMYK и др.)
  • размеры под вылеты и влёты;
  • требования к контуру стикеров (если они будут вырезаться);
  • разрешение (от 300 до 600 dpi или пикселей на дюйм);
  • допускаются ли направляющие и не слитые слои;
  • нужно ли перевести текст в кривые;
  • требования к векторным изображениям.

Ниже расскажем об основных требованиях подробнее.

Форматы макета

Формат макета зависит от того, что вы будете печатать. Например, если в файле несколько слоёв со стикерами и контуром резки —  скорее всего, вас попросят прислать документ .AI или .PSD. Простую открытку можно будет прислать любым файлом, который принимает типография — их список прописан в требованиях.

Если вы ещё не знаете, к какой типографии обратитесь, можно сохранить макет сразу в нескольких форматах. Сделать это можно через функцию «Сохранить как…» в графическом редакторе:

Выбор формат сохраняемого макета

Вылеты и влёты

В типографии лезвие ножа при резке может «гульнуть» в одну или другую сторону относительно линии реза (границы изображения). Так что вылеты и влёты — это «гарантия», что после обрезки на вашем стикерпаке не будет белой рамки и что сами стикеры не будут случайно обрезаны.

Вылеты — это внешняя «рамка» с фоном, которая добавит с каждой стороны макета по 3 и более миллиметров (её размер зависит от требований типографии). А влёты — внутренняя часть изображения, на которой нет ничего важного (например, самих стикеров).

Влёты ещё называют отступами, и обычно они равны 5 мм. Если лезвие уйдёт во внешнюю сторону макета, по краям открытки или стикерпака не будет белой «рамки», а если уйдёт во внутреннюю —  лезвие не заденет важные части рисунка или текста, обрезав лишь фон.

Получается, что реальный размер вашего будущего стикерпака — А5, то есть 210х148 мм. Но длина и ширина рисунка с вылетами будет 215х153 мм. 

В простых графических редакторах вы можете просто увеличить размер холста и держать в уме, что на расстоянии 10 мм от края холста нельзя располагать важные объекты (текст или рисунок). 

Создание вылетов в Adobe Illustrator и Adobe InDesign

В этих программах вылеты можно добавить при создании файла —  в разделе «В обрез» вводится нужное расстояние. Вот как это выглядит на практике:

Как сделать вылеты в Adobe Illustrator при создании файла

Достаточно ввести значение только в первую графу, остальные заполнятся автоматически, если по ним кликнуть. В InDesign в окне создания документа можно сразу установить и влёты в разделе «Поля» (если остальные значения не изменяются автоматически, нажмите на иконку связи справа, чтобы она сменилась на целую «цепь» 🔗).

Если нужно редактировать уже существующий файл, в меню «Файл» выберите «Печать». В открывшемся окне найдите раздел «Метки и выпуск за обрез» и введите в графу «Сверху» нужное расстояние. Значок цепи установит такое же значение и в остальных графах:

Как сделать вылеты в уже созданном файле в Adobe Illustrator

Теперь документ будет выглядеть, как показано ниже. Края фона должны быть растянуты до вылетов — красных линий:

Красная линия обозначает вылеты, чёрная линия — линию реза, белое — размеры стикерпака без учёта вылетов, фиолетовое — пример, до каких границ надо растягивать фон. В InDesign при создании файла можно ещё указать размер «Полей», которые будут обозначать влёты

Создание вылетов в Adobe Photoshop

В Adobe Photoshop придётся воспользоваться направляющими. При этом важно не забыть их удалить (меню «Просмотр» → «Удалить направляющие»), если типография не принимает макет с направляющими. Есть два способа, как сделать направляющие. Первый — с помощью линейки:

Пример создания направляющих с помощью линейки

При вводе размеров документа проверьте, чтобы у вас отображались миллиметры. «+3+3» — это учёт вылетов с двух сторон. Линейки можно включить с помощью сочетания клавиш Ctrl + R или через меню «Просмотр» → «Линейки». 

Чтобы создать направляющую, нажмите и удерживайте левой кнопкой мыши (при этом у вас может быть активен любой инструмент) край линейки. Затем потяните курсор на нужное вам расстояние (3 мм от края холста). 

Второй способ — с помощью функции «Новая направляющая»:

Пример создания направляющих с помощью «Новая направляющая»

В меню «Просмотр» нажмите на «Новая направляющая». Во всплывшем окне выберите, какую направляющую вы хотите создать — вертикальную или горизонтальную. А затем введите значение длины или ширины, на которой вы хотите её расположить.

Вот, как направляющие помогают определить влёты и вылеты:

Фиолетовый — фон, важные объекты (белый текст) не должны заходить за границу влётов

Контур стикеров

Контур стикеров должен находиться на расстоянии 2 мм от стикера. Если у вас цветной фон, то обводка стикера должна быть 4 мм толщиной. Это нужно, чтобы плоттер не порезал ваши стикеры, если бумага случайно сдвинется.

Контур, обводка и сами стикеры должны находиться на разных слоях. Чтобы создать контур, выделите ваши стикеры (если они все на одном слое, удерживая Ctrl нажмите на миниатюру слоя, где они расположены). Затем в меню «Выделение» → «Модификация» выберите команду «Расширить». 1 мм – это 12 пикселей, поэтому в графе «расширить на» введите 24 пикселя:

Вот где находится команда «Расширить» выделение
Расширяем на 24 пикселя
Какой результат у нас получится

В окне «Слои» перейдите на вкладку «Контуры» и нажмите на «Сделать из выделенной области рабочий контур». Получившийся контур можно редактировать с помощью инструмента «Перо», чтобы убрать лишние мелкие детали, с которыми нож может не справиться.

Как из выделения сделать контур

Толщину контура вы можете изменить через параметры ⚙️ в верхней части экрана: 

Минимальное значение толщины – 0,5 мм

Теперь нужно сделать обводку. Для этого, удерживая Ctrl, нажмите на иконку контура и выберите «Выделение» → «Модификация» → «Расширить» снова увеличьте область на 24 пикселя. Создайте слой под стикерами и залейте область белым. У вас получится 4 слоя: фон, обводка, стикеры, контур.

Ещё контуры к стикерам можно сделать в Illustrator через трассировку изображения. Подробнее о том, как это делать, мы рассказали здесь. Некоторые типографии просят делать сверхтонкий контур (0.1 мм). Для этого можно изменить толщину уже созданного контура в Coreldraw.

Разрешение

Разрешение — это плотность пикселей на дюйм или сантиметр; почти как плотность населения на квадратный километр. Чем больше значение — тем больше пикселей (или капель чернил) будет на квадратном дюйме или сантиметре рисунка, тем чётче будет изображение. Обычно за единицу измерения берут дюйм и обозначают разрешение как dpi (Dots Per Inch). Для веб-изображений достаточно 72 dpi, а для печати уже нужно значительно больше — 300 dpi.

Разрешение выставляется либо при создании файла, либо в меню «Изображение» через функцию «Размер изображения»:

Как изменить разрешение документа при создании или через функцию «Размер изображения»

Если вы растягиваете растровое изображение, его расширение будет уменьшаться, а рисунок будет становиться более «пиксельным» и размытым. Чтобы этого избежать, нужно заранее создавать изображение в 300 dpi. А если вы хотите использовать одно изображение для нескольких видов мерча, но в разном размере — лучше создайте рисунок в большем размере.

Перевод текста в кривые

Чтобы текст у работников типографии отображался точно так же, как и на вашем компьютере, его нужно перевести в кривые. Для этого выделите текст, затем в меню «Текст» выберите функцию «Преобразовать в кривые».

Почему цвета на стикерах и открытках получаются тусклые и причём тут цветовые пространства

Все цвета, которые мы видим на цифровых устройствах — компьютерах, планшетах, телефонах — отображаются с помощью цветового пространства RGB или аддитивной модели (от add — добавлять). За основу берётся чёрный фон (как выключенный монитор) и три основных цвета: Red (Красный), Green (Зеленый) и Blue (Синий). Если мы смешаем между собой два цвета, то получим более яркий и светлый цвет, а если смешаем все три — белый. Это связано с тем, что цвета в этом цветовом пространстве излучают свет, а не поглощают.

Когда печатаем цифровой арт, мы работаем с цветовым пространством CMYK или субтрактивной моделью (от subtract — вычитать). Тут фон — белый (как холст или бумага), а основные цвета — это Cyan (Циан), Magenta (Маджента), Yellow (Жёлтый) и Key color (Чёрный). Когда мы смешиваем цвета в этой модели, они становятся темнее, пока не превратятся в глубокий чёрный. Здесь цвета поглощают и отражают свет, поэтому арт на мониторе всегда будет ярче и насыщеннее, чем когда мы печатаем его на бумаге.

Поэтому, если в RGB можно взять любой оттенок, то в CMYK нужно задумываться над каждым цветом —  сколько будет смешано для него красок и не получится ли он грязным и тёмным при печати. Вот наглядно, чем отличается RGB от CMYK:

Источник. Цветовые пространства RGB и CMYK

CMYK имеет меньший цветовой диапазон и в нём не всегда удаётся добиться таких же насыщенных и ярких цветов, как в RGB. Поэтому, если мы закроем глаза на требования к макету и просто отдадим на печать рисунок в RGB, то можем получить тёмный и ненасыщенный стикерпак:

Источник. Слева — напечатанный макет стикеров в цветовом пространстве RGB, справа — макет заранее преобразовали в CMYK

Чтобы проверить в графическом редакторе, какой цвет у нас получится после печати, нужно знать его пропорции красок: сколько в нём мадженты, циана, жёлтого и чёрного. Благодаря этому мы можем представить, что станет с макетом в итоге. Например, если в яркий красный затесался циан (даже немного!) — цвет будет темнее и приобретёт фиолетовый оттенок.

Соотношение красок можно посмотреть, если в меню «Окно» выбрать «Инфо». Нажав на первую пипетку, нам нужно выбрать отображение цветов CMYK. На второй пипетке можно выбрать суммарное покрытие – это сколько всего краски будет использовано для создания этого цвета. Этот показатель не должен превышать 280-300%. Затем наведите инструмент «Пипетка» на цвет и посмотрите, сколько в процентах у вас будет той или иной краски.

Как открыть окно «Инфо» и настроить отображение цветов CMYK. Напротив букв будет отображаться процент краски в цвете

Перевести изображения из RGB в CMYK можно разными путями. Какой выбрать — зависит от вашего изображения и получаемого результата.

3 способа, как перевести изображение из RGB в CMYK

1. Довериться программе и преобразовать в стандартный профиль Fogra39

Чтобы изменить цветовой профиль, в меню «Редактирование» выберите функцию «Преобразовать в профиль…». Затем в открывшемся окне в графе «Профиль» выберите стандартный профиль Fogra39 (своего рода подкатегория CMYK). Ставя или убирая галочку возле «Просмотр», вы можете увидеть, как изменятся ваши цвета.

Однако полагаться на визуал всё равно не стоит — перед вами всё ещё монитор, и даёт лишь общее представление о том, какие сейчас цвета на макете.

Как быстро преобразовать изображение из RGB в CMYK

2. Преобразовать в заказной CMYK

Этот способ от художницы Оленка Намалюй подойдёт для светлых цветных рисунков с тёмно-серыми и чёрными акцентами, в которых не должно быть примеси других красок.

Автоматически программа может перевести серый и чёрный в смесь из всех четырёх красок. Такой цвет будет «грязным», с лишними оттенками. Чтобы этого не произошло, можно в окне «Преобразовать в профиль» в графе «Профиль» выбрать «Заказной CMYK». В следующем окне в «Содержании чёрного» выбрать «Большое» (количество других красок снизится) или «Наилучшее» (останется только чёрный).



Как снизить или исключить примесь других красок в чёрных акцентах. При этом в зелёном фоне количество красок тоже снизилось: количество циана уменьшилось на 12%, жёлтого – на 14%. Вернуть насыщенность зелёному можно будет через каналы, как работать с уровнями, мы опишем ниже

Если использовать этот метод на тёмном рисунке, программа может все тёмные тона свести в чёрный цвет:


Автор: Anngelica Renea. Слева — Fogra39, справа — заказной CMYK с содержанием чёрного «наилучшее». С помощью пипетки мы видим, что вместо тёмно-фиолетового фона по краям у нас получился грязный серый

Автоматизированные способы перевода из одного цветового пространства в другое не всегда срабатывают правильно. Это мы и видим на примере зелёного цвета — в CMYK он стал более тёмным и ненасыщенным. Поэтому дальше идёт проверка и корректировка цветов вручную — так вы снизите риск получить неожиданные оттенки. 

3. Внедрить изображение в Illustrator

Российская художница Ксения Филимонова, c опытом работы в полиграфии уже больше трёх лет, посоветовала ещё один вариант быстрого перевода макета из RGB в CMYK  —  внедрить изображение в файл Illustrator. 

Для этого создайте в программе пустой файл в CMYK соответствующего макету размера и разрешения. Из папки проводника перетяните на холст изображение. Затем при выделении картинки в верхнем меню появляется кнопка «Встроить». Этого достаточно, чтобы картинка стала частью файла и перестала быть просто ссылкой:

Пример, как встроить изображение в файл

Таким образом компенсируется потеря цвета. Если просто открывать картинку в Illustrator, копировать в другой файл и встраивать, то программа пересчитывает иначе и цвета сильно блекнут. Особенно это заметно на картинках еды — цвета становятся неаппетитными.

4. Перевести в CMYK, а потом корректировать цветовые каналы с помощью уровней

Сначала переведите изображение в CMYK — например, в стандартный профиль Fogra39 («Редактирование» «Преобразовать в профиль…»). Для примера мы взяли такой рисунок:

Автор рисунка: DENIS WIPART

Допустим, нам не нравится, какое соотношение красок получилось у розового на пончике: чтобы затемнить бледно-розовый, программа добавила к мадженте циан вместо чёрного. Такое сочетание может придать цвету голубой оттенок. 

Чтобы уменьшить количество циана и добавить в наш бледно-розовый чёрного, нам надо откорректировать два соответствующих им канала.

Каналы разделяют всё изображение на четыре цвета CMYK. Создайте дубликат слоя, чтобы иметь возможность вернуться к изначальному варианту: в меню «Окно» выберите «Слои» или нажмите на горячую клавишу F7, правой кнопкой мыши кликните на слой «Дублировать слой». Для работы с каналами в окне слоёв откройте вкладку с каналами:

Автор рисунка: DENIS WIPART. Как открыть вкладку с каналами в окне «Слои»

Перейдите на канал с голубой краской. Теперь нам нужно выделить пончик. Первый способ сделать это — с помощью инструментов выделения «Волшебная палочка» или «Быстрое выделение» (горячая клавиша W):

Автор рисунка: DENIS WIPART

Второй способ — через команду «Цветовой диапазон…» в меню «Выделение». Подойдёт, когда нужно выбрать большую площадь или контрастные участки:


Автор: rui guo. Как выглядит выделение с помощью «Цветовой диапазон». Для наглядности мы затемнили выбранные участки

Область после применения «Цветового диапазона» также можно дорабатывать инструментами выделения в режиме «Добавить», «Вычесть» или «На пересечении с областью выделения»:

Цветокоррекция с помощью уровней

Окно уровней можно открыть через меню «Изображение» «Коррекция» «Уровни» или через сочетание клавиш Ctrl + L.

Под гистограммой у нас три ползунка. Левый обозначает тени, средний – средние тона, а правый – светлые. Если двигать ползунки вправо, тени или средние тона будут становиться темнее – то есть голубой краски в них будет больше. А если двигать влево – светлые участки и средние тона будут становиться светлее – так мы можем свести количество циана к минимуму или нулю:

Автор рисунка: DENIS WIPART. Как регулировать количество краски с помощью каналов и уровней

Тем же путём мы затемнили пончик чёрной краской на чёрном канале, двигая левый и средний ползунки вправо:

Автор рисунка: DENIS WIPART

Возвращаясь к каналу CMYK (в котором видно все четыре цвета), мы видим, что на пончике циана почти не осталось:

Автор рисунка: DENIS WIPART

При работе в цветовом пространстве CMYK полагаться на монитор не стоит: более точное представление о цвете вам скажут пропорции красок, которые можно отслеживать в окне «Инфо». С опытом вы сможете понимать, как будет выглядеть та или иная смесь красок.

А чтобы наверняка убедиться в том, как будет выглядеть макет в действительности, вы можете заказать в типографии цветопробу: на одном листе разместить несколько уменьшенных макетов с разной цветокоррекцией, из которых вы сможете выбрать лучший вариант. При этом стоит учитывать, что, например, цифровые машины от тиража к тиражу могут немного менять оттенки.

Что ещё можно уточнить в типографии

В каком цветовом профиле лучше сохранить макет

Если вы чётко знаете, в какой типографии будете печатать мерч, вы можете уточнить у них, какой цветовой профиль стоит выставить для макета.

Цветовой профиль — дополнительная настройка цветового пространства — нужен для компьютера, чтобы тот правильно отображал цвета на разных устройствах. Вам могут сказать просто перевести изображение в стандартный Fogra39 или прислать файл с индивидуальной настройкой. О последнем случае в своем видео рассказывала иллюстратор Инна Гревцева.

Загрузить цветовой профиль в Adobe Photoshop можно через меню «Редактирование» → «Настройка цвета». В графе CMYK нужно выбрать «Загрузить пространство CMYK» и найти в проводнике нужный файл:

Как загрузить файл с цветовым профилем в Adobe Photoshop

В каком формате будут печатать ваш тираж

Его могут печатать на листах (например, А3) или на рулоне. В первом случае вы можете представить, как подогнать размер макета, чтобы как можно больше изображений поместить на лист. Во втором случае печать будет дешевле, если у вас крупный тираж (при этом ширину рулона и «порог», при котором цена за печать начнёт снижаться, тоже нужно уточнять в конкретной типографии).

Пропорции глубокого или составного чёрного

В типографии есть два вида чёрного — чистый и глубокий (или составной). Чистый чёрный используют для печати текста и небольших деталей. Но если таким цветом залить большую площадь – например, фон, – чёрный визуально станет тёмно-серым.

Чтобы этого избежать, в чёрную краску добавляют циан, мадженту и жёлтый. Например, соотношение красок из 60% циана, 60% мадженты, 60% жёлтого и 100% чёрного — глубокий чёрный, точнее проценты можно узнать в той типографии, в которой будет напечатан ваш тираж.

Регулируя количество первых трёх красок, вы можете придать цвету холодный, тёплый и нейтральный оттенок.

Как правильно называть и сохранять файл

Некоторые типографии просят сохранять и называть файлы определённым образом, чтобы файлы не потерялись и их напечатали правильно. Не лишним будет проверить это перед тем, как вы отправите макеты в типографию.

Суммарное покрытие

Выше мы уже писали о том, что у каждого цвета есть суммарное покрытие. Если общее количество красок на бумаге (или другом материале) будет превышать норму, они могут не высохнуть, и цвета на вашей открытке или стикерах начинают смазываться или отшелушиваться. Стандартно суммарное покрытие не должно превышать 280-300%, но этот показатель может изменяться в зависимости от материала, на котором вы печатаете, и условий типографии.

Полосы и пятнистость на однотонной заливке

На больших площадях однородной заливки очень хорошо видно любой брак, будь то не пропечатавшаяся тонкая полоска или белёсые пятна — и не всегда можно такой товар вернуть типографии. Поэтому стоит уточнить, часто ли у них возникает такой дефект и при каком проценте брака вам перепечатают испорченные товары. Чтобы перестраховаться, можно накладывать эффект шума или градиента на однотонные цвета, чтобы сгладить подобные дефекты.

А с какими трудностями при подготовке макетов стикеров и открыток сталкивались вы? Поделитесь советами по выживанию в комментариях!

Рассказываем, какие требования предъявляют типографии к формату стикеров и открыток для печати, и даем ключевые рекомендации по их созданию.

Хочешь узнать о 2D и 3D рисунке ещё больше? В нашем блоге есть много обучающих статей и гайдов для художников, моделлеров и других арт-специалистов. Заходи и постигай арт вместе с нами!

В процессе создания и печати стикеров или открыток могут возникать различные сложности — от пикселизации картинки при печати и до плохой защиты макета, из-за чего готовый продукт легко подвергается порче при малейшем попадании воды.

Однако есть трудности и другого плана — порой можно долго застревать на моменте печати из-за несоблюдения требований типографий, где вы печатаете.

В статье рассмотрим, какие вообще требования предъявляют типографии, а также дадим основные рекомендации и советы по созданию собственных стикеров и открыток.

Разные типографии предъявляют различные требования к формату и виду макета. Однако нет единых требований для всех видов продукции — к каждому отдельному товару требования будут все же отличаться.

Например, если при цифровой печати или шелкографии (вид трафаретной печати) не перевести шрифты в кривые, то могут возникнуть сложности — они могут превратиться в набор иероглифов на другом устройстве.

Поэтому первоначально стоит учесть, какой финальный продукт вы хотите сделать. Если вы подготовите файл раньше, то его потом придется переделывать с учетом требований, а это занимает время.

Большинство типографий отправляют файлик со следующими требованиями к макету:

  • Формат макета. Будет ли это файл формата .PDF, .AI, .EPS, .TIFF, .JPEG или другой.
  • Тип изображения. Будет ли это растровое или векторное изображение. Если принимается только растровое изображение, форматы перечисляются только для него. Если принимается и векторное, то типографии также указывают требования в плане формата.
  • Разрешение файла. Количество пикселей на дюйм, например, 800 или 500 dpi.
  • Масштаб макета. Например, 1:1 — это означает реальный размер макета без какого-либо уменьшения или увеличения.
  • Ширина влетов и вылетов. Речь идет о расстоянии от линии среза до безопасного пространства (влеты) и линии среза до краев макета (вылеты).
  • Требования к шрифтам. Надо ли переводить шрифты в кривые или устанавливать минимальный размер шрифта.
  • Цветовая модель. В типографиях обычно принимают модели CMYK, которые как раз созданы под печать. RGB обычно не принимают, потому что это модель отображения на цифровом устройстве, а не на бумаге.
  • Слои изображения. Необходимо их сливать или нет, допустимо ли сжатие. Часто слои рекомендуется сливать, избегать альфа-каналов.

Здесь мы тезисно обозначили примерные характеристики, но чтобы понимать, что именно они означают, стоит рассмотреть их более детально.

Требования к форматам различны — упираются в особенности самой типографии и вид финального товара. Например, для печати обычной открытки могут попросить файл в формате .JPEG. Для печати тоже могут запросить файлы в формате .AI или .PDF.

Чтобы избежать непредвиденных проблем в дальнейшем, рекомендуется сохранить файл с самого начала в различных форматах, указанных в требованиях типографии.

Например, можно выбрать сохранение в форматах .PSD, .TIFF и .EPS. Такой подход обеспечит максимальную гибкость и совместимость при последующей обработке макета.

Под печать могут принимать как растровые, так и векторные изображения. Растровые картинки состоят из сеток пикселей, и при сильном масштабировании эти пиксели легко просматриваются и портят качество изображения. Векторные изображения включают описание геометрических объектов, и они при масштабировании никак не ухудшаются в качестве.

Однако есть важный нюанс — если при создании векторной графики используются такие эффекты, как «Текстурная заливка», «Тени» и другие, то их нужно перевести в растр или изначально работать с растровым изображением.

Причина в том, что эти эффекты растровые, и их применять на векторе не получится, поэтому если нужно проработать тени или градиенты особенным образом, лучше сразу создавать растровое изображение и не мучаться потом.

Если вы отдаете в печать макет в растровом формате, то подойдут форматы .TIFF, .JPEG, .PNG. Если отдаете вектор, то формат должен быть .EPS, .AI, .CDR.

Применение влетов и вылетов играет ключевую роль в предотвращении непредвиденных проблем при резке материала. Это важно, чтобы избежать случайного смещения лезвия, которое могло бы повредить текст или изображение. Благодаря использованию влетов и вылетов, процесс резки становится более точным и безопасным, гарантируя высокое качество окончательного результата.

Влет — это пространство от безопасной зоны до линии среза, а вылет — от линии среза до края макета.

Размеры влетов и вылетов варьируются в зависимости от типа продукции, а также и от типографии.

Если говорить о стикерах и открытках, то влеты и вылеты у них должны быть по 2 мм. Если сама рабочая часть (с изображением или текстом) занимают 152 x 109, то финальный размер с учетом влетов и вылетов будет 156 x 113.

Разрешение характеризует качество финального файла — чем выше разрешение, тем больше плотность пикселей. Это означает, что капель чернил будет попадать больше, и изображение станет более детализированным.

Типографии обычно не принимают файлы разрешением менее 300 dpi. Однако все же сама типография может слегка изменить это значение — например, сделать его чуть выше, поэтому читайте требования заранее.

Чтобы сохранить файл в определенном разрешении, необходимо перейти в раздел «Изображение». После найдите в списке пункт «Размер изображения» и отметьте нужные показатели.

Что касается масштаба — большинство типографий требуют реальный размер макета, то есть 1:1. Исключение составляют только файлы для широкомасштабной печати — тогда могут принять 1:2. Если в процессе создания макета вы никак его не искажали и размер изображения соответствует тому, который вам нужен на выходе, то тогда это никак корректировать не нужно.

Речь идет о цветовой модели файла — обычно требуется именно модель CMYK, но некоторые допускают и RGB. Между этими профилями большая разница, которую важно понять, — это даст возможность преобразовывать файлы правильно, чтобы после печати цвета не искажались.

Цветовая модель RGB. Пространство цветов RGB основывается на трех основных цветах — красном, зеленом и синем. Это цветовое пространство часто встречается в изображениях и медиа-файлах, которые мы регулярно видим на цифровых устройствах. Однако оно редко используется для печати, так как может привести к потере насыщенности и тусклому восприятию изображения.

Цветовая модель CMYK. CMYK — это уже другая модель, в основу которой ложатся белый фон, а не черный, и цвета: циан, маджента, желтый и черный. Такое пространство обычно и используют под печать, однако тут очень важны нюансы, а именно — использование цветов на макете.

Если назначить цветам неправильные характеристики, то могут возникнуть сложности в печати и тусклый цвет. Чтобы этого не допустить, стоит проверять не только саму цветовую модель (CMYK), но и плотность цвета — это значение получается при сложении величин каждого оттенка.

В большинстве случаев типографии для печати указывают плотность не более 280-300%, однако могут иметься расхождения, и это стоит проверять.

Для проверки насыщенности красок необходимо открыть «Окно» и перейти в раздел «Информация». После активации дополнительного меню следует выбрать пипетку и указать цветовую модель CMYK.

Затем нужно выбрать вторую пипетку и установить суммарное покрытие. Далее можно навести пипетку на нужный оттенок и оценить общий процент использования каждого цвета.

Мы разобрали требования к макетам, чтобы понимать, что именно они обозначают. На выходе получается примерно такая табличка с данными:

Теперь рассмотрим, что нужно сделать, чтобы привести свой макет в соответствие этим требованиям.

Большинство типографий требуют, чтобы шрифты были переведены в кривые. Также порой указывают и минимальный размер шрифта, например, в шелкографии указывается, что шрифт должен быть не менее 5 pt.

Чтобы сохранить файл в таком виде, необходимо выделить сам текст на макете, открыть раздел «Текст» и выбрать «Преобразовать в кривые».

Помимо шрифтов типографии также предъявляют определенные требования к слоям в файле. Если вы готовите макет в Adobe Photoshop, то на выходе обычно получается немало слоев, из-за чего часто сохраняют файл в PSD-формате. Это не проблема для типографии, но только если слои слиты.

Однако если нет, файл могут не принять. Поэтому необходимо сразу же слить все слои.

Для этого на панели справа выделите все свои слои и нажмите по любому из них правой кнопкой мыши. Появится меню, в котором необходимо выбрать опцию «Объединить слои» — таким образом они сольются в один. Впоследствии можно уже не сохранять файл в PSD-формате, а использовать более приемлемые для типографии варианты — .JPEG или .PDF.

Чтобы свободнее управляться растровыми и векторными изображениями, важно понять, как их в случае необходимости конвертировать друг в друга.

Для стикеров может быть удобнее использовать вектор, а для открыток вполне сойдет растр за счет частого наличия пейзажей и «сочных» изображений, которые требуют использования эффектов. Бывает и так, что художник начинал работать в растре, а потом хочет подать в печать именно в векторе или наоборот.

В случаях, когда нужно преобразовать вектор в растр, проблем возникнуть не должно, — достаточно в рабочей программе сохранить файл в растровом формате (.JPEG или .PNG, например). Если нужно конвертировать растр в вектор, то тут уже сложнее.

В процессе конвертации сначала нужно само растровое изображение расположить посередине рабочей области Adobe Illustrator. После этого нужно выделить картинку, нажать на левую кнопку мыши и слегка потянуть курсор. Далее выберите на панели «Окно», а затем — «Трассировка изображения». Если необходимо, можно изменить стиль трассировки.

Далее остается нажать на верхне панели кнопку «Разобрать» — она появляется сразу после активации функции «Трассировка». Затем кликните правой кнопкой мыши по картинке и выберите «Разгруппировать» — векторное изображение готово.

Создать влеты и вылеты можно не только с помощью Adobe Illustrator или Adobe InDesign, но и через другие программные средства — например, в Photoshop. При создании нового проекта в первых двух программах вы можете указать размер вылета в разделе «В обрез».

Не обязательно заполнять все поля — достаточно ввести лишь первое значение, остальные автоматически подстроятся. Если вы используете Adobe InDesign, вы можете настроить и влеты сразу же при добавлении файла, это делается в разделе «Поля».

А если вам нужно добавить вылеты уже после создания макета, есть и другой метод. Просто перейдите в меню «Файл» и выберите «Печать». Затем в разделе «Метки и выпуск под обрез» укажите необходимые размеры вылетов.

Если работаете через Adobe Photoshop, то придется использовать другой инструмент — направляющие.

Чтобы воспользоваться направляющими, перейдите в «Просмотр» и выберите «Линейки», либо нажмите клавиши «Ctrl»+«R». После этого достаточно двигать направляющие на то расстояние, которое вам необходимо. В случае со стикерами и открытками они должны находится на расстоянии 2 мм от края.

Таким же образом можно создать и влеты — поставить дополнительные линии, выделяющие рабочую зону — они также будут на расстоянии 2 мм от ранее проставленной линии.

Не забудьте при создании файла учесть размер вылетов и влетов — для этого к размеру самой рабочей зоне приплюсуйте 2 мм — например, ширина будет 100 мм, значит нужно указать «100+2+2». То же самое делается и со значением высоты.

Нередко для перевода RGB модели в CMYK используются автоматические методы — они вполне рабочие, и сами типографии рекомендуют ими пользоваться.

Сами автоматические методы перевода RGB в CMYK выглядят так:

Применение встроенных цветовых профилей. У модели CMYK достаточно много цветовых профилей — каждый подходит под определенный формат для печати, поэтому стоит опираться на сам продукт и его характеристики при выборе.

Чтобы напечатать что-то на мелованной бумаге, лучше всего применять профиль FOGRA39. Больше он подойдет для бумаги с плотностью 100-150 г/м.

Если плотность ниже 100, то лучше применять ISO Coated v2 300%. Некоторые используют и другие профили — например, Euroscale Coated v2, но многие типографии от них уже уходят в пользу первого варианта.

Для изменения профиля цвета нужно перейти в раздел «Правка» и выбрать «Преобразовать в…». В открывшемся окне уже будет отмечен нужный профиль. После этого следует провести необходимые корректировки и проверить результат.

Установка режима. Наиболее простой метод перевода изображения в режим CMYK — это использовать функцию «Изображение» в редакторе и выбрать «Режим» — > «CMYK color». После этого рекомендуется внимательно проверить и скорректировать плотность красок, чтобы избежать ошибок при выборе значений и тонов.

Заказной CMYK. Также неплохой вариант использовать функцию «Заказной CMYK» — для этого перейдите в «Преобразовать в профиль» и в самом профиле укажите «Заказной CMYK».

После того, как вы автоматически перевели один цветовой профиль в другой, пройдитесь по цвету вручную. Иногда приходится корректировать цвету вручную, так как автоматический режим может улучшить вид одного цвета, а другой сделать более тусклым.

В таком случае как раз и подходит способ с пипеткой — измените цвет так, как вам кажется лучше, и с помощью пипетки проверьте, не выходит ли плотность цвета за указанные типографией пределы.

  • Всегда следует строго придерживаться требований выбранной типографии при подготовке макета. Технические параметры файла, такие как формат и разрешение, обычно устанавливаются на этапе его создания или сохранения.
  • Создание вылетов и влетов возможно в различных редакторах: в Adobe InDesign расставить эти элементы можно в начале, при добавлении файла, а в Photoshop — используя направляющие.
  • Необходимо уделить внимание цветовой модели и профилям. Рекомендуется конвертировать цветовое пространство из RGB в CMYK, согласно указанным в рекомендациях способам, и применить соответствующий цветовой профиль. При необходимости настройки или коррекции профиля следует ориентироваться на пипетку и требования к плотности красок, часто не превышающей 300%.
  • Важно также проверить, требуется ли указывать определенное наименование файла — это может быть обязательным условием некоторых типографий.
  • Не следует стесняться вносить коррективы, если цвета выглядят необычно — для этого можно воспользоваться инструментами уровней или каналов. Если при этом один из цветов в CMYK сведен к нулю, это не проблема, при условии, что общая плотность красок соответствует требованиям типографии.

Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Открытка с 23и февраля
  • Поздравление с рождеством христовым ролики
  • Открытки с орхидеями с днем рождения женщине красивые с пожеланиями бесплатно
  • Вставить фото в прикольные открытки
  • Открытка своими руками день земли