Проект на тему рождественская открытка

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР  ВНЕШКОЛЬНОЙ  РАБОТЫ»

ПРОЕКТ

«Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»

 (возрастная группа: 7-12 лет)

Автор проекта: Царькова Д.Н.

Педагог д.о.

Арзамас 2013

Пояснительная записка

Развитие творческих способностей и технического творчества обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Гуманизация современного образования предполагает поворот  к ребенку, уважение его личности, достоинства, принятие его личностных интересов, запросов, т.е. создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей, для его самоопределения. Это возможно реализовать только в том случае, если работа педагога будет направлена на формирование творческой личности учащегося.

Сильным средством модернизации образования может стать ученическое проектирование.

Для ученика метод учебных проектов – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, приложить свои знания. Результат работы интересен и значим для ученика.

Для педагога проектная работа дает возможность формировать  и развивать все умения и навыки учащихся.

  1. Проблема, на решение которой направлен проект «Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»: развитие творческих способностей,

развитию творческого потенциала детей.

  1. Актуальность проекта.

Творческая рабата представляет собой оригинальный синтез элементов народного искусства и современного дизайна.

  3 Цель, задачи проекта, планируемые результаты:

Цель:

Научить детей различать стили декоративно-прикладного  искусства, познакомить с видами декоративной росписи, освоить технику хохломской, гжельской, городецкой росписи,применить полученные знания в дизайнерских работах.

Дидактические цели проекта:

•        Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

•        Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные;

•        Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента;

•        Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа произведений  декоративно-прикладного искусства.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с историей и развитием народно-декоративного творчества;
  • Обучить правильному положению рук при создании росписи.
  •  Познакомить  с основами цветоведения;
  • Научить четко выполнять основные приемы росписи;
  1. Воспитательные:

•        Привить интерес к данному виду творчества;

•        Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

•        Привить основы культуры труда.

3.     Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать внимание;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

Направления деятельности:

1.        Рисование. Роспись.

Задачи:

  1. Формирование многогранной личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира и свое место в нем.
  2. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности.
  3. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с миром искусства.
  4. Приучение к самостоятельной деятельности.
  5. Освоение различных техник изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

Дети узнают различные стили декоративно-прикладного  искусства, знакомятся с творчеством художников, учатся самостоятельно подбирать материал , оценивать свои работы и работы своих товарищей. Анализировать собственную деятельность.

Сроки разработки и реализации проекта: проект рассчитан на две недели.

Основное содержание проектных действий:

  1. Целеполагание.
  2. Разработка проекта.
  3. Выполнение проекта.
  4. Подведение итогов. (Выставка работ, награждение)

Достигнутый образовательный результат: дети узнали стили декоративно-прикладного  искусства,  различные техники, познакомились с творчеством мастеров Хохломы, Гжели, Городца.

Полученный продукт: знания, самостоятельная деятельность, творчество, наглядность, работы учащихся, оценка товарищей и самооценка,выставка работ в городском Выставочном зале.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

•        Правила поведения, правила техники безопасности;

•        Инструменты и материалы;

•        Специфику декоративно-прикладного искусства как одного из видов искусства;

•        Виды декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Общие закономерности формообразования и композиции декоративно-прикладного искусства;

•        Основные этапы развития мирового декоративно-прикладного искусства, место и роль русского декоративно-прикладного искусства в общемировом контексте;

•        Основы цветоведения;

•        Последовательность создания эскиза.

Обучающиеся должны уметь:

•        Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ

•        Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно;

•        Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

•        Характеризовать специфику различных видов декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел;

•        Выполнять заключительную отделку готовых эскизов.

На занятиях обучающиеся приобретают знания и практические навыки. Одновременно у них развиваются наблюдательность, зрительная память, воспитывается творческое отношение к труду, эстетическое восприятие мира, художественный вкус, моторика рук.

На заключительном этапе реализации проекта учащиеся выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.

Занятия носят дифференцированный характер. Учитель предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства

Программно-техническое обеспечение проекта:

  1. Техническое оснащение:
  • Компьютер,
  • Проекционная система,
  • Доступ к Интернету
  1. Материалы на печатной основе:
  • Учебники,
  • Методические пособия,
  • Справочники и другая учебно-методическая литература
  1. Другие принадлежности:

1.Бумага формата А4, А3.

2.Карандаш,ластик.

3.Краски- гуашь,акварель.

4. Декоративный контур с блёстками.

  1. Интернет-ресурсы:
  • www.stranamasterov.ru

Оценивание

Оценка проводится по результатам рефлексии и презентации работ сообществу.

Этапы работы над выполнением выставочного проекта

Индивидуальная работа выполняется в течении одного или нескольких проектных уроков. Каждый урок имеет четкую структуру.

   1.Вводная беседа или знакомство с новым материалом

   2.Формулировка идеи проекта.

   3.Определение задачи — что нам необходимо для этого сделать (анализ задания)

   4. Организация совместной деятельности и руководство ее процессом

   5. Составление композиции и ее анализ

   6. Оценка результата совместного творчества.

7. Представление работ в городском Выставочном зале.

Последовательность выполнения учебного проекта

Этапы выполнения учебного проекта

Последовательность выполнения учебного проекта

Подготовительный этап

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость), ее обсуждение и анализ. Что необходимо сделать, узнать (определение задач работы)

Основной этап

  1. Практическая творческая работа  (совместно – индивидуальная работа)
  2. Коррективы консультанта- педагога  (совместно – взаимодействующая работа)

Заключительный этап

  1. Монтаж  работы
  2. Внесение дополнений и изменений
  3. Анализ результатов. (Стилевое единство, общий колорит, соразмерность  целого и частей.Правила композиции))
  4. Демонстрация своей работы (организация выставки)

Серии проектных уроков

№ урока

Тема урока

Тема художественно-творческого проекта

22

23

24

 Основы декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. 2часа

     Произведения декоративно-прикладного искусства.

Орнамент в полосе ,круге,квадрате. 2часа

Практическая работа. Рисование панно «Жар- птица».2часа

«Новогодняя  и рождественская открытка с мотивами русского декоративного искусства»

Подготовительный этап.

 Основы декоративно-прикладного искусства.

Цель данного этапа.

Познакомить детей с русскими народными промыслами, а в частности с элементами хохломской росписи .Научить их выполнять орнамент с использованием этих элементов  ; уметь стилизовать  фольклорные традиции в современном дизайне изделий декоративно-прикладного искусства .

  1. История разивтия народных промыслов Хохлома,Гжель,Полхов Майдан.
  2. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

3.Практическая работа по изучению основных элументов Хохломской росписи.Узоры из цветов, трав и ягод .Орнамент — «травка» .Орнамент – «пряник» .Орнамент – «кудрины» .Среди кустиков травки помещаем ягодки, цветы, птиц .

На данном этапе знакомство с народными промыслами проходит на уроке

№ 22

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.

Цель урока:  раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2.Активизация внимания, развитие творчества и образного мышления, укрепление зрительной и моторной памяти.

3.Активизация процесса развития способностей оперирования визуальными образами.

4.Познакомить детей с русскими народными промыслами, а в частности с элементами хохломской росписи .Научить их выполнять орнамент с использованием этих элементов  ; уметь стилизовать  фольклорные традиции в современном дизайне изделий декоративно-прикладного искусства .

      «Сегодня у нас очень интересная тема урока:

Это роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

-А что же это такое  декоративно-прикладное искусство?» Деко»-это слово означает украшать. Значит, это искусство украшать нашу жизнь ,окружающие нас предметы обихода: одежду, мебель ,посуду, игрушки и т.д.

-Как вы думаете ,зачем надо украшать эти предметы?…

-Да ,действительно .чтобы   эти предметы радовали глаз ,было приятно ими пользоваться , приятно дарить друг-другу…

Так вот, ещё очень на Руси народные мастера –умельцы ,восхищаясь красотой Родной Земли , воспевали её не только в песнях и в стихах ,но и запечатлели её в росписях ,украшая предметы обихода…Сегодня мы с вами вспомнили о разных народных промыслах ,таких как  Гжель ,Городец, Дымково и др. …Но подробно мы с вами поговорим об одном из самых любимых…. Хохломе…

Легенд о происхождении этого промысла очень много…Но самая романтическая из них  о знаменитой «Жар-птице» ,которая прилетала полакомиться сочной рябиной…С тех пор основными элементами этой росписи стали «жар-птица» .веточки рябины, травинки ,крупные листья в виде золотых завитков  и т.п.

3. Каждый из вас выберет для себя элементы этой росписи ,которые ему будет по силам повторить(скопировать) ,попытаясь,  подражать плавности линий народных мастеров .Цветовое решение мы обязательно сохраним: Чёрный, Красный, и Золотой.

4.Сегодня вы освоите ,каждый по своим возможностям и способностям , способы рисования элементов природы  с помощью плавных линий и завитков и научитесь создавать свой неповторимый  орнамент  по мотивам   Хохломской росписи.

5. Самостоятельная работа учащихся.

6.Обсуждение результатов совместного труда.

                 C:\Users\User\Desktop\IMG_20131212_163709.jpg                                              C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6071.jpg

Основной этап.

Цели данного этапа:

1.Закреплять умения рисовать элементы гжельской и хохдомской росписи.

2.Развивать умение рисовать птицу по мотивам гжельской росписи.

3 .Создание эскиза. Орнамент в полосе,круге,овале с  элементами  Хохломы,Жостова или Гжели.

На данном этапе создаётся эскиз будущей картины – орнамент,центральная часть,подбирается мотив росписи на уроке № 24.

Урок 24 Орнамент в полосе,круге,квадрате Элементы Хохломы,Жостова или Гжели Жар-птица.Панно. Гуашь,акварель

«Жар- птица».

Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи.

Цели урока:

  1. Закреплять умения рисовать элементы гжельской росписи.
  2. Развивать умение рисовать птицу по мотивам гжельской росписи.
  3. Познакомить с техникой изготовления гжельской керамики.
  4. Повторить  понятия «керамика», «агашка».
  5. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование.

Для учителя:  проектор, компьютер, музыка, демонстрационный материал, краски, кисти, вода, лист бумаги в форме круга.

Для учеников: листы бумаги в форме круга, краски, кисточки, вода, салфетки.

Урок начнем с загадки.

Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

-Да, это гжельская посуда. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с гжельской росписью?

— Вспомним, что такое керамика? (изделия из обожженной глины)

— Где находится Гжель? (недалеко от Москвы)

— Что такое гжельская агашка? (гжельская роза)

А сейчас мы посмотрим фотографии изделий гжельской керамики.

-Здесь одно из объединений по производству гжельской керамики.

Есть цеха, где сначала изготавливается посуда.  В других цехах находятся художники.  Расписывается посуда специальной краской – окисью кобальта. При росписи применяют и золотую краску.

Изделия расписываются вручную. Художники на каждом изделии ставят свою подпись. Посуда покрывается глазурью. Потом обжигается в специальных печах при температуре 1350 градусов.

Керамику гжельскую изготавливают уже более 560 лет.

— Это разные изделия (показ слайдов с комментированием).

— Гжельские художники рисуют не только растительные узоры, но и животных. Сегодня мы попробуем нарисовать птицу по мотивам гжельской росписи.

-Какого цвета краску будем использовать? (синюю)

— У нас должна получиться синяя сказочная птица. У каждого из вас птицы получатся разные. Можно будет для птички придумать свой узор.

Давайте посмотрим с чего начать…..

(показ на доске)

Мы будем рисовать на бумаге круглой формы, похожей на тарелочку.

— Можно хвост, крылья и хохолок птицы расписать по-разному, придумать свой узор.

— А теперь приступаем к работе.

-Давайте посмотрим, какие синие гжельские птицы у вас получились.

Давайте вспомним, какие изделия изготавливают гжельские мастера. Назовите, что вы запомнили (посуда…., фигурки животных, людей, часы, украшения, подсвечники, шахматы…)

Итог- выставка работ

C:\Users\User\Desktop\Копия ptica scastia.jpg          C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6111.jpg       

Заключительный этап

1.На данном этапе создаётся современный мотив центральной части работы на тему  «Новый год и Рождество»

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6076.jpg    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scazocnaia noch.jpg 

2.Оформление работы в раму,оценка работы.

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135235.jpg  C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135359.jpg  C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20131211_135426.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ptica scastia.jpg              C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Scastlivogo rogdestva.jpg

  1. Выставка работ в городском Выставочном зале.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6344.jpg C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6347.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6348.jpg

Заключение

В процессе практической работы учащиеся получили творческий опыт в создании тематической композиции, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Они прошли путь создания тематической картины подобный тому, который проходит профессиональный художник. Ребята открыли самих себя и осознали свои потенциальные способности.

Результат совместной деятельности – городская выставка работ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проект: «Рождественская открытка»Выполнил: 
учащийся 4 «В» коррекционного к...

    1 слайд

    Проект:
    «Рождественская открытка»

    Выполнил:
    учащийся 4 «В» коррекционного класса
    Шурупов Иван

    Классный руководитель:
    Арзяева Марина Владимировна

  • Цель проекта - узнать историю возникновения рождественской открытки.
Задачи:...

    2 слайд

    Цель проекта — узнать историю возникновения рождественской открытки.
    Задачи:
    Узнать, когда и где впервые появилась рождественская открытка;
    Найти первые изображения рождественских открыток и выяснить, как выглядели первые рождественские открытки;
    Выяснить, какие изменения произошли в оформлении открыток спустя много лет;
    Выполнить открытку своими руками и подарить бабушке.

  • Первая рождественская открытка, напечатанная в типографии.

    3 слайд

    Первая рождественская открытка, напечатанная в типографии.

  • Немецкие иллюстрированные карточки

    4 слайд

    Немецкие иллюстрированные карточки

  • Английские  рождественские открытки

    5 слайд

    Английские рождественские открытки

  • Первые отечественные открытки тоже были связаны с праздником Рождества.

    6 слайд

    Первые отечественные открытки тоже были связаны с праздником Рождества.

  • Русские открытки

  • Дореволюционные открытки

    8 слайд

    Дореволюционные открытки

  • Послевоенные открытки

    9 слайд

    Послевоенные открытки

  • Советские открытки

    10 слайд

    Советские открытки

  • Моя открытка бабушке

    11 слайд

    Моя открытка бабушке

  • Спасибо за внимание!

    12 слайд

    Спасибо за внимание!

12

XIII Районная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Рождественская открытка: традиции и современность

Полуэктова Юлия Николаевна

Россия, Республика Саха (Якутия)

Олекминский район с.Чапаево

МОУ «Жедайская СОШ»,

6 класс

Научный руководитель:

Олизаренко Юлия Валерьевна,

учитель английского языка

Олекминск 2010

«Рождественская открытка: традиции и современность»

Полуэктова Юлия Николаевна

Россия Республика Саха (Якутия)

Олекминский район с.Чапаево

МОУ «Жедайская СОШ»,

6 класс

Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью.

Д. Уолкот

Цель моей работы выявить условия необходимые для восстановления и развития традиции дарения рождественских открыток.

Объект моего исследования – рождественская открытка.

Предметом моего исследования является процесс осуществления развития традиции изготовления и дарения рождественских открыток.

Гипотеза исследования я предполагаю, что традиция обмена рождественскими открытками будет пользоваться большей популярностью, если:

обучающиеся будут дарить открытки (и получать ответ) от известных людей;

обучающиеся будут сами изготовлять эксклюзивные дизайнерские открытки;

открытки будут продаваться.

Задачи исследования:

— исследовать историю развития Рождественской открытки;

— определить условия повышения интереса к изготовлению и обмену открытками;

-опытным путем апробировать изготовить открытки, подарить их известным людям и продать остальным желающим.

Традиция дарить друг другу рождественские и новогодние открытки настолько приятна и хороша, что кажется, что она существовала всегда. Однако это не так. Более того, новогодние и рождественские открытки в том виде, в котором мы к ним привыкли, возникли достаточно недавно.

Определенной предтечей возникновения рождественских открыток можно считать китайские визитные карточки, распространенные еще тысячу лет назад. Тогдашний этикет обязывал тем, кто по каким-то причинам не может посетить то или иное торжества, передавать поздравления с праздником при помощи специальных визитных карточек красного цвета, на которых было принято писать поздравления. Впрочем, вряд ли эти визитные карточки имели отношение к истории рождественской открытки — ведь в то время христианства не было еще в помине.

Шло время, появилось и распространилось христианство, сначала на Ближнем Востоке, а потом и в Европе, а вместе с ним — и традиция праздновать рождество. В то время большое распространение получили средневековые гравюры с изображением христианских мотивов, которые оказали существенное влияние на историю рождественских открыток. Такие гравюры продавались священниками и паломниками, и они стоили достаточно дорого. Ими украшали дома и часто дарили на Пасху и Рождество (рис.1). По прошествии какого времени на гравюрах стали рисовать различные картинки и изображения, и они стали использоваться в качестве пригласительных билетов на различные торжества.

Однако несмотря на то, что средневековые гравюры немного напоминали современные рождественские открытки по своему функциональному назначению, собственная история рождественских открыток началась немного позднее.

Принято думать, что традиция дарить друг другу христианские рождественские открытки появилась в Англии. Первую рождественскую открытку нарисовал английский художник Добсон в 1794 году. Однако эта открытка не была отправлена по почте — художник лично вручил ее получателю. Первой открыткой, сделанной на продажу, считается карточка, которую сэр Генри Коул в начале 1840-х заказал художнику Джону Хорсли (т.к. не успевал написать поздравительные письма всем друзьям). Открытку напечатали литографским способом; на ней была изображена семья сэра Коула, сидящая за рождественским столом, и подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» (рис.2). Оставшиеся открытки были распроданы всем желающим, причем разошлись они очень быстро.

В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.

Сама Ее Величество Королева Виктория самолично отправила родственникам, друзьям и знакомы тысячу восхитительных поздравительных карточек со столь узнаваемым «младенческим» мотивом. На ее правление и приходится кульминация жанра. Вначале открытка имела чисто религиозное содержание, и первый, кто прославился изданием легендарных английских карточек 10Х12, был Томас де ла Рю, мастер литографий и банкнот. Нежнейшие оттенки его печати были высоко оценены капризной викторианской публикой. А при Рафаэле Туке, еще одном издателе, чей талант был отмечен королевским патентом (как рез его клиентками и были царствующая королева Виктория и жена американского президента Гровер Кливленд), рождественская открытка стала куда более мирской и современной.

С 1860-х производство открыток было поставлено на поток. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно были раскуплены. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона карточек (почтальоны были загружены и предупреждали: «Не откладывайте отправку открыток до Рождества»). Изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко-прусской войне. Обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попади». Вскоре по почте стали пересылать не просто письма, а иллюстрированные карточки.

Первоначально на открытках изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Англии рождественских обычаев: малиновка, ветки плюща или омелы, веточка вереска, перевитая лентами. Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х. Причем купцы привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. Снег на открытках был похож на настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на карточках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Занятие это было довольно трудное, и стоили открытки недешево, тем не менее они были популярны.

Первые рождественские открытки в России были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на них не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. С тех пор в России и было налажено производство рождественских открыток.

В нашей стране идея рождественских и новогодних открыток легла на весьма плодородную почву — традиционная эстетика лубочных картинок, такая популярная у нас, оказалась очень уместна для рисования праздничных открыток (рис.3). Дореволюционные рождественские открытки чаще всего изображали пейзажи русской зимней природы с лихими русскими тройками, проносящимися мимо занесенных снегом избушек. Однако не стоит думать, что сюжеты старинных рождественских открыток исчерпывались такими банальными и избитыми образами. В создании дореволюционных рождественских открыток принимали участие такие известные художники, как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих. Старинные рождественские и новогодние открытки делали лучшие профессионалы своего дела, заслуженные художники и печатники, а также фотографы — для этого объявлялись конкурсы, устраивались выставки и выпускались каталоги.

По одной из версий, история новогодней открытки в России началась в 1901 году, когда Николай Каразин создал первую русскую новогоднюю открытку. Впрочем, этот взгляд на историю новогодней открытки в России не единственный. Ряд историков полагает, что отцом русской новогодней открытки стал библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам. В российских старинных новогодних открытках большое внимание уделялось стилю открыток — для изготовления открыток, которые были предназначены для того, чтобы их дарили частным лицам, применялось тиснение, и оформление золотой или серебряной крошкой, а деловые новогодние открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле.

Революция внесла свои коррективы историю новогодних открыток. Советская власть старалась любой ценой вытравить из жизни своих граждан все, так или иначе связанное с религией, и поэтому развитие старинных рождественских открыток после революции прекратилось. Несмотря на то, что большевики надеялись отказаться как от Рождества, так и от Нового года, народ не смог отказаться от зимних праздников, и поэтому новый год все-таки вернули. Правда, при этом полностью очистив от всех рождественских коннотаций. В отличие от старинных рождественских открыток, советская новогодняя открытка стала орудием пропаганды. История новогодних открыток советского периода показывает процесс переосмысления рождественских образов и попытку придать им новый смысл — во время освоения космоса Дед Мороз сменил тройку из старых рождественских открыток на самолет или космическую ракету (рис.4), а когда началась антиалкогольная компания — со старых рождественских открыток исчезли все упоминания о шампанском, более того — пропали даже изображения пустых бокалов.

Однако по настоящим мощным агитационным оружием советские новогодние открытки (о рождественских не могло идти и речи) стали во время великой отечественной войны, когда после многих лет запретов она официально вернулась в жизнь простых советских граждан. Тематика этих открыток была целиком связана с войной, и качеством они не блистали. Простое поздравление из старинных новогодних открыток сменилось на «новогодния привет героическим защитникам Родины». По сравнению со старыми новогодними открытками, на военных советских новогодних открытках появились новые герои — на этих открытках изображались портреты тех героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. На обороте этой выпущенной в 1941 году открытке был размещен призыв – «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» (рис.5) .

Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток — солдаты посылали их из освобожденных стран Европы.

Послевоенные старинные новогодние открытки кажутся нам особенно теплыми, домашними и уютными. При взгляде на эти открытки до сих пор чувствуется атмосфера безусловной радости, которая воцарилась после победы в Великой Отечественной войне — трудно представить, как много теплых эмоций эти старые новогодние открытки приносили в то полное лишений послевоенное время. Несмотря на то, что современные открытки сейчас есть на любой вкус, в старых рождественских открытках есть какое-то особенно очарование. И дело даже не в безусловном таланте художников, принимавших участие в их создании. Скорее всего, старые новогодние открытки — это частица безвозвратно ушедшей эпохи, с которой связаны приятные воспоминания.

Если на российских рождественских и новогодних открытках чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры карточек колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом. На открытках скандинавских стран часто встречаются гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. В Эфиопии можно встретить открытку, где изображен Санта-Клаус — негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.

В Советской Армии в условиях дефицита, особенно в «горячих точках» и Афганистане, красочных поздравительных открыток для отправки домой (в избытке же были обычно так называемые «армейские» конверты без рисунков и марок по 0,5 и 1 копейке), открытки иногда делали сами: брали красочный плакат либо красивые обои на плотной бумаге, вырезали из них «открытки» и рисовали на обратной стороне гра́фы для письма (слева), индекса (слева внизу), а́дреса туда (справа вверху) и обратного а́дреса (справа внизу). Открытки военнослужащих срочной службы пересылались бесплатно (почтовая марка не требовалась), и такие «самоделки» доходили до адресатов. В 1994 году в Испании появилась музыкальная открытка. При открытии книжечки бумажный язычок замыкает контакт и устройство (батарейка, микропроцессор и динамик) воспроизводит мелодию.

С 2010 года в Польше с рождественских открыток исчезает религиозная тематика. Младенец Иисус, волхвы, Дева Мария, Святое семейство и Вифлеемская звезда, ранее бывшие почти обязательными на праздничных рождественских открытках, встречаются ныне все реже и реже. Вместо них покупателям предлагают открытки с зимними пейзажами, елками, зайцами на снегу и снеговиками.

В канун католического Рождества несколько польских репортеров проанализировали праздничные поздравления, рассылаемые польскими министерствами и ведомствами. Религиозной тематики не было практически нигде. Чаще всего встречались открытки с елями, затем шли изображения елочных шаров, а третье место занимали снежинки и зимние идиллические пейзажи. От поздравления открытками с изображением родившегося Иисуса Христа в этом году на Рождество отказалась и канцелярия президента Польши. На посылаемых открытках изображен президентский дворец в Варшаве, засыпанный пушистым снегом. Упоминание Рождества Христова, правда, содержится в поздравительных текстах канцелярии Леха Качиньского, напечатанных на этих открытках. Что касается рождественских поздравлений канцелярии премьер-министра Дональда Туска, то в целях экономии в этом году их рассылали только электронным способом и никаких открыток вообще не закупалось.

Британцы все чаще предпочитают бумажным открыткам электронные, пишет газета The Daily Telegraph. По данным исследователей, 40 процентов британских подданных в возрасте 16 до 35 лет хотели бы избавиться от обычных открыток. По существующей полтора века традиции каждое домохозяйство рассылает на Рождество в среднем по 30 открыток. Каждая из них обходится в 50 пенсов. Свыше половины британцев считают, что такие открытки слишком дороги, говорится в отчете исследовательской компании Mintel. За два последних года число проданных открыток упало на 20 миллионов — с 2,08 до 2,06 миллиарда штук. Кроме того, молодые британцы все реже что либо пишут на бумаге. В 2005 году министерство образования королевства обнаружило, что треть девушек в возрасте от 16 до 19 лет никогда не писала бумажных писем. Аналогичный опрос показал, что писем не писало большинство юношей.

А что же у нас? По результатам опроса 100 человек (школьники, учителя и их родители), что составляет 10% от жителей нашего поселка, все они хоть раз дарили открытки близким, но в прошлом году поздравили открыткой друг друга только 64 опрошенных человек. 12 человек при этом поздравляли друг друга еще и электронными открытками. 24 человек не поздравили друг друга ни печатной открыткой, ни электронной.

И хотя больше половины опрошенных продолжают поздравлять друг друга печатными открытками я считаю, что это количество недостаточно, тем более, что велик процент тех, кто вообще не поздравляет открытками.

В 6 классе мы изучаем тему «Английские праздники. Рождество». В рамках каждой темы мы всегда выполняем творческое задание, проект. Под руководством нашего педагога мы изготовили Рождественские открытки и подписали их на английском языке. Самую лучшую открытку мы решили отправить Ее Величеству, английской королеве. В нашей школе существует традиция поздравлять английскую королеву с Рождеством. В этом году мы решили остальные открытки продать.

Данная работа вызвала большой интерес среди всех учеников.

В результате своего исследования, я пришла к выводу, что старые традиции, особенно связанные и собственноручным изготовлением подарков, открыток, актуальны в нашем новом мире. Открытки, изготовленные своими руками, несут в себе душевное тепло дарителя, а также могут послужить неплохим источником дохода. Ведь в наше время, как никогда, ценится ручной труд и уникальные эксклюзивные произведения. Именно такими и являются открытки, изготовленные нашими ребятами – уникальными, неповторимыми, единственными в своем роде.

«Рождественская открытка: традиции и современность»

Полуэктова Юлия Николаевна

Россия Республика Саха (Якутия)

Олекминский район с.Чапаево

МОУ «Жедайская СОШ»,

6 класс

АННОТАЦИЯ

Любой педагог или родитель готов подтвердить, что ожидание новогодних праздников — любимое время в жизни ребенка. Все вокруг начинает наполняться предчувствием чего-то очень значимого, таинственного, почти волшебного. Мало кто задумывается, что то, к чему мы привыкли, встречая новогодние праздники, тесно связано с рождественскими традициями и обрядностью, в которые каждый народ вложил что-то свое, особенное. Невозможно представить себе ни один большой общий праздник без поздравлений и благопожеланий, произносимых устно или записанных на специальных карточках — открытках. Данная работа посвящена изучению Рождественской открытки: истории возникновения, особенностям, а также месту Рождественской открытки в современном мире.

Целью работы является формирование гражданского мировоззрения и патриотизма, толерантности развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе изучения, возрождения и развития общеевропейских и русских традиций.

В задачи входило: исследовать историю развития Рождественской открытки, развитие творческих способностей, художественного вкуса путем изготовления собственных, эксклюзивных открыток.

Выводы: путем опроса установлено, что в нашем поселке Рождественская открытка до сих пор служит знаком внимания и средством поздравления, выражения своих чувств. Традиционным стало изготовление особой открытки для английской Королевы и поздравление Ее Величества. Традиционным также стало изготовление прекрасных открыток учащимися, которые успешно продаются всем желающим. Приятно получить и хранить как добрую память открытку, изготовленную в единственном экземпляре детскими руками.

Рождественская открытка: традиции и современность»

Полуэктова Юлия Николаевна

Россия Республика Саха (Якутия)

Олекминский район с.Чапаево

МОУ «Жедайская СОШ»,

6 класс

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

В наше время, когда черствеют души и сердца, и Вифлеемская звезда уже не зажигает сердца важно зажечь искру добра Рождественской открыткой. Для духовного роста радость необходима так же как солнечный свет и воздух для цветка. Радость – понятие разностороннее. В жизни ребенка – это радость познания нового, освоенного умения, радость взаимопонимания, эстетического впечатления. Радость новогоднего праздника, запах новогодней ели, мандаринов, ожидание подарков, сказочная рождественская ночь навсегда остаются с человеком. Поэтому так важно воскрешать, сохранять и передавать все традиции празднования Рождества.

Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития добра, нравственности, духовного развития человека. Школа — это второй дом. Если в доме нет радости общения, шутки, юмора, праздника, этот дом не притягателен для ребенка. Создание предпраздничной, сказочной атмосферы, которая происходит в процессе изготовления маленького шедевра, а именно Рождественской открытки, не сравнима ни с чем и останется с ребенком на всю жизнь.

Проблема заключается в том, что во время кризиса, не только финансового, но и духовного, люди перестают делать вещи своими руками для своих близких. Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям современных средств массовой информации изо дня в день становится все более и более агрессивным.

Один французский философ утверждал, что радость дарителя гораздо сильнее, чем радость одаряемого. Иными словами, дарить подарки гораздо приятнее, чем их получать.

Целью работы было — выявить условия необходимые для восстановления и развития традиции дарения рождественских открыток.

Объектом исследования выступает рождественская открытка.

Предметом исследования является процесс осуществления развития традиции изготовления и дарения рождественских открыток.

Гипотеза исследования — автор предполагает, что традиция обмена рождественскими открытками будет пользоваться большей популярностью, если:

обучающиеся будут дарить открытки (и получать ответ) от известных людей;

обучающиеся будут сами изготовлять эксклюзивные дизайнерские открытки;

открытки будут продаваться.

Задачи исследования:

— исследовать историю развития Рождественской открытки;

— определить условия повышения интереса к изготовлению и обмену открытками;

-опытным путем апробировать изготовить открытки, подарить их известным людям и продать остальным желающим.

В 6 классе мы изучаем тему «Английские праздники. Рождество». В рамках каждой темы мы всегда выполняем творческое задание, проект. Под руководством нашего педагога мы изготовили Рождественские открытки и подписали их на английском языке. Самую лучшую открытку мы решили отправить Ее Величеству, английской королеве. В нашей школе существует традиция поздравлять английскую королеву с Рождеством. В этом году мы решили остальные открытки продать.

Данная работа вызвала большой интерес среди всех учеников.

Список литературы:

http://www.vlasta-tula.ru/articles/show-30.htm

http://ricolor.org/about/last/1/

http://www.lookatme.ru/flows/we-wish-you-a-merry-christmas-and-a-happy-new-year/posts/81315-rozhdestvenskaya-otkrytka-istoriya-i-filokartiya

http://www.bogoslov.ru/text/555626/index.html

http://novosti.ua/internet/27021/up

http://ru.wikipedia.org/wiki/Открытка

Журнал «Английский язык. 1-е сентября» – 2006-2010г.г.

«Рождественская открытка: традиции и современность»

Полуэктова Юлия Николаевна

Россия Республика Саха (Якутия)

Олекминский район с.Чапаево

МОУ «Жедайская СОШ»,

6 класс

ТЕЗИСЫ

Рождественская открытка не чопорна и не заносчива, она была и остается незаменимым способом заглаживания обид, восстановления дружбы, и выражения самых теплых чувств.

Традиция дарить в честь празднования Рождества открытки зародилась по историческим меркам не так давно, всего несколько столетий назад, но несмотря на это имеет различные версии происхождения.

По одной из версий, традиция рождественских открыток берёт своё начало благодаря художнику Добсону из Англии, создавшему в 1795 году первую серию рождественских открыток с изображением зимних пейзажей.

По другой версии, первая рождественская открытка появилась в 1843 также в Англии. Именно тогда, англичанин Хорслей нарисовал открытку с изображением семейной рождественской идиллии в окружении сонма ангелов. Издатель Луи Пранг чуть позже, спустя 2 десятилетия, подхватил идеи англичанина и благодаря его работе и выпуску серий рождественских открыток по 1000 экземпляров стало каноном изображать на рождественских открытках ангелов, святых, Иисуса Христа с Богородицей, Библейские сюжеты и зимние пейзажи.

В Православии, как и в других христианских течениях, есть свои традиции рождественских открыток. Своеобразие их в том, что для православных христиан самый главный праздник – Пасха, Воскресение Христово. Несмотря на это – православные рождественские открытки, особенно открытки, созданные в конце XIX – начале XX веков, представляют огромное значение в искусстве открыточной росписи и занимают достойное место в коллекциях открыток, как больших государственных музеев, так и маленьких частных коллекций.

Многие могут заметить, что новогодние открытки и открытки рождественские, очень схожи в манере исполнения, но ,при всей кажущейся схожести, эти открытки имеют разное духовное содержание.

Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития добра, нравственности, духовного развития человека. Школа — это второй дом. Если в доме нет радости общения, шутки, юмора, праздника, этот дом не притягателен для ребенка. Создание предпраздничной, сказочной атмосферы, которая происходит в процессе изготовления маленького шедевра, а именно Рождественской открытки, не сравнима ни с чем и останется с ребенком на всю жизнь.

8

Проект «Рождественские открытки»

Проект «Рождественские открытки»

Рождественские открытки отражают традиции русского народа, обычаи и обряды наших предков.

Открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества. Открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства. Открытки являются уникальным средством общения. В цифровую эпоху, когда общение между людьми в основном происходит в социальных сетях, традиционные бумажные открытки имеют особое очарование. В наши дни традиция поздравлять друг друга, посылая по почте иллюстрированные открытки с добрыми пожеланиями, уже почти стала историей. Мы приглашаем возродить традицию посылать друг другу поздравительные открытки.

Проект «Рождественские открытки» призван познакомить с историей происхождения и традициями празднования Рождества.

Задачи проекта:                                                                                                                    — активизация и развитие художественно-творческих способностей учеников 5 класса;         — создание условий для развития и реализации творческих способностей обучающихся;      — формирование у обучающихся чувства сопричастности к культурному наследию русского народа.

Проект осуществляется в 3 этапа:

Подготовительный этап:                                                                                                       — подбор литературы, методического материала по теме.

Основной этап:                                                                                                                    — проведение классных часов по темам «Традиции празднования Рождества в России», «История рождественской открытки», «Сюжет рождественской открытки»;

— организация мастер-классов по изготовлению открыток.

Итоговый этап:

— поздравление родных и близких с праздником;

— создание видеофильма «Рождественские открытки».

Поздравляем всех с Рождеством! Пусть в этот светлый праздник в ваших домах царит атмосфера радости, тепла и уюта, пусть звучат самые добрые пожелания — такие же прекрасные, как эти рождественские открытки!

https://ok.ru/video/2319972698644

Приятного просмотра!

Опубликовано



XVIII Городской конкурс реферативно-исследовательских и проектных работ

учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

Исследовательская (проектная) работа

Тема: «Рождественская открытка»

Направление: Филология (иностранный язык) творческий проект

Автор: Иванова Полина Витальевна

7 Б класс, МБОУ «СОШ 75г.Челябинска»

Руководитель:

Москалева Зульфия Фаизовна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 75 г. Челябинска»

Оглавление

Введение 3

Основная часть 4

История создания открытки 4

Символы Рождества в Англии 6

Особенности написания письма 7

Результаты анкетирования учащихся 9

Заключение 9

Список литературы 11

Приложение …… 12

Введение

Знание английского языка не только расширяет кругозор, но и позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. В школе на уроках мы не только учим английский язык, но и узнаем много нового и интересного об истории и культуре Англии. При подготовке к внеклассному мероприятию «Английское рождество», мы слушали легенды о символах рождества, разучивали стихи и песни, потом учитель предложила нам сделать самим рождественские открытки.

Актуальность: согласно большинству принятых христианских конфессий, Рождество в Великобритании проходит 25 декабря. Дата определена по старому Юлианскому календарю. Интересно, что православная церковь отмечает праздник позднее, 6 января, придерживаясь нового, Григорианского календаря.

Сам праздник, Католическое Рождество, 25 декабря, считается наиболее популярным среди подобных мероприятий в Англии. Принято собираться семьями, дарить подарки, делиться пожеланиями. Одной из традиций, является написание рождественской открытки. В нашей стране мы тоже поздравляем друг друга с Рождеством. Но как написать поздравление на английском? Есть ли какие-нибудь особые правила? Как начать поздравление? Какими словами закончить?

Цель работы: изучение истории рождественской открытки, символов Рождества, изображенных на ней и ее оформление.

Проблема заключается в том, что современное общество использует сеть интернет, электронный вид открыток. Общество гораздо реже использует традиционные открытки. Так же у англичан есть свои традиции, используемые для заполнения открыток, которые важно соблюдать.

Задачи:

  1. Собрать и систематизировать информацию об истории создания рождественской открытки, традициях ее оформления и дарения.

  2. Научиться подписывать открытку на английском языке.

  3. Создать поздравительную открытку своими руками.

Объект исследования: рождественская открытка.

Предмет исследования: процесс изготовления рождественской открытки.

Для решения поставленных задач использовала такие методы:

  • Работа с литературными источниками и Интернет-источниками.

  • Анализ, сравнение и обобщение информации.

  • Опрос одноклассников.

  • Практическая работа.

Эта работа – мое первое знакомство с такой наукой как страноведение.

Продукт проектной работы – коллекция поздравительных открыток.

Практическая значимость работы состоит в том, что отношение к открытке как форме поздравления, так как она может быть интересной, особенно если ее сделать своими руками.

Основная часть

Открытка— это почтовая карточка для открытого (без конверта) письма.

Открытка – что может быть прекрасней маленькой карточки, подписанной собственноручно? Уникальный рисунок, вензеля и волшебные слова способны подарить истинное удовольствие тому, кто ценит настоящие чувства. Сегодня уже никого не удивишь электронной открыткой, а вот бумажный вариант станет подарком, который запомнится надолго.

В Англии встречаются различные переводы слова «открытка», в зависимости от ее назначения

  1. card [kɑːrd]  — карта, карты, карточка, открытка, билет, перфокарта, картушка.

открытка на память — remembrance card

поздравительная открытка — greeting card

открытое письмо; открытка — post card

складывающаяся почтовая открытка; письмо-секретка; открытка — letter-card

у меня осталась одна открытка — I’ve got one card over
амер. почтовая карточка /открытка/ — postal card
открытка с выражением соболезнований — sympathy card
почтовая открытка с оплаченным ответом — postage paid card
открытка с пожеланиями всего наилучшего — get-well card
художественная поздравительная открытка — studio greeting card
складывающаяся почтовая открытка; секретка — letter card
поздравительная открытка (по поводу дня рождения) — birthday card
рождественская поздравительная карточка /открытка/ — Christmas card
возвратная карточка запроса деловой информации; оплаченная открытка — business reply card

  1. postcard [ˈpoʊstkɑːrd]  — открытка, почтовая карточка

двойная открытка — double postcard

художественная открытка — picture / pictorial postcard

открытка прямой почтовой рекламы — direct-mail postcard

посылаемая авиапочтой открытка с напоминанием — follow-up airmail postcard
открытка прямой почтовой рекламы; рекламная открытка — direct mail postcard
изобразительная открытка; художественная открытка; видовая открытка — picture postcard

  1. postal [ˈpoʊstl]  — открытка

История создания открытки

Англия — родина открыток. В 1794 году английским художником Добсоном была создана первая рождественская открытка. На карточке был изображен сценка возле елки и зимний пейзаж. В следующем году художник создал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем знакомым в виде рождественского подарка. С этого события и началась история открытки.

Серийная открытка появилась в Англии только в 1843 году. Государственный чиновник Генри Коул придумал для своих близких оригинальное поздравление — рождественскую открытку с рисунками. Сэр Генри Коул заказал художнику Джону Хорсли открытку (т.к. не успевал написать поздравительные письма всем родственникам и друзьям). Хорсли придумал украсить открытку размером 12 на 7 см следующим образом: в центре художник поместил семью Генри Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, напоминающие окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства, с подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» (Приложение 1). Открытку напечатали литографским способом. Оставшиеся открытки были распроданы всем желающим, причем разошлись они очень быстро.

Открытка имела огромный успех. Родственники Коулов с гордостью показывали ее окружающим. Открытку выставляли на всеобщее обозрение даже спустя три года. Это натолкнуло Коулов на мысль продавать подобные открытки, так как они могут принести неплохой доход. С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров. Коулы за каждую открытку получили по шиллингу, это были очень большие деньги по тем временам.

В Англии с 1860-х годов началось производство рождественских открыток. Через 20 лет по почте рассылалось уже более 11 миллионов подобных отправлений, а почтовые работники просили отправлять открытки за долго до наступления Рождества.

Первоначально на открытках чаще всего изображался летящий ангел со звездой в руках или младенец Иисус Христос в яслях. Затем в оформлении стали использовать мотивы старых, традиционных для Британии рождественских обычаев. Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.

Но историки считают, что рождественские открытки существовали и раньше. Их прототипом можно считать средневековые гравюры и литографии на темы Рождества. Позже в Европе стали посылать друг другу письма с рождественскими и новогодними поздравлениями. Иногда их даже рисовали от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям.
Прообразом рождественских открыток также можно считать и визитные карточки, появившиеся в Париже уже в середине XVIII века. Визитки тут же распространились по всей Европе. Накануне Рождества визитные карточки лично развозили всем важным адресатам.

Немцы считаются изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта. С 1870 года ведут свою историю и обязаны своим рождением франко-прусской войне открытые письма с маркой на обратной стороне. Обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попадя». Вскоре по почте стали пересылать не просто письма, а иллюстрированные карточки (Приложение 2).

В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х. Купцы привозили открытки где был один рисунок, чтобы самим сделать надпись на русском (Приложение 3). Снег на открытках был похож на настоящий, его делали из борной кислоты. Были карточки, содержащие один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Занятие это было довольно трудное, и стоили открытки недешево, тем не менее они были популярны.

В России Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) были выпущены первые рождественские открытки для получения дополнительных средств на содержание больницы и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала десять открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на них не было надписи: «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. С тех пор в России и было налажено производство рождественских открыток, на которых изображали купола храмов, рождественскую елку или еловые ветки, русские тройки, снежные зимы, детишек с колядками, заметенные пургой деревеньки, реки скованные льдом. 

После революции 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. 

В годы Великой Отечественной войны традиция новогодних поздравлений возрождается. Тематика этих открыток была целиком связана с войной, и качеством они не блистали. Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток — солдаты посылали их из освобожденных стран Европы.

Рождественская открытка в нашу страну вернулась сравнительно недавно. Вновь можно увидеть открытки, украшенные надписями: «С Рождеством Христовым!» и поздравить близких с этим светлым праздником.

На российских рождественских и новогодних открытках чаще всего изображается Дед Мороз едущий в санях запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, колокольчиками, сладостями, подковами, причем размеры карточек колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом.

На открытках скандинавских стран мы увидим гномов. В Швеции больше любят детские рисунки, работы в технике аппликации и фотографии. А в Эфиопии вас удивит открытка, на которой изображен Санта-Клаус — негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, запряженной мулами.

Символы Рождества в Англии

Праздник Рождество имеет свои символы, которые мы видим на открытках. Универсальный символ, известный всем – это Рождественская елка.

За каждым из трех символов Рождества в Британии, о которых пойдет речь далее, стоит увлекательная история.

Остролист (Holly)

Признанным символом Рождества стал остролист – это вечнозеленый кустарник, который достигает размеров дерева. К зиме на кустарнике созревают красные ягоды. Широко используется остролист в рождественских украшениях. Листьями и ягодами оформляют дома, плетут венки и даже украшают праздничные блюда. (Приложение 4)

Омела (Mistletoe)

Одно из самых необычных растений омела (Приложение5). Омела разрастается на деревьях огромным ажурным шаром. А к декабрю омелу покрывает россыпь белых ягод. Сама омела не обычное украшение, она считается символом вечной свободы, мира, также дружбы. Племена, когда-то населявшие Европу, тотчас складывали оружие, войны и противостояния прекращались, стоило заметить ветки омелы на местах их сражений. В Скандинавии омела была олицетворением мира и добра. Именно это значение растения и укрепилось в Британии.

Колокольчики (Bells)

В Англии принято украшать дом колокольчиками. Раньше они знаменовали собой весть о том, что родился сын божий. По форме колокольчики напоминают небесный свод, каким видели его сотни лет назад. Звон колокольчиков – это приятный, чистый звук, который знаменует скорое Рождение Иисуса. (Приложение 6).

Малиновка (Robin)

150 лет подряд одним из главных символов Рождества в Англии была малиновка (или зарянка) – птичка, которую у нас называют малиновкой. У нее на груди очень яркие красные перья, и люди такое оперенье ассоциируют с формой почтальонов. Чаще всего работники почты приходили в каждый дом перед праздником, принося открытки с поздравлениями от родственников или друзей. Поэтому зарянка стала традиционной игрушкой на елке и изображением на открытках. И хотя изображения на открытках в Англии изменились, но зарянка до сих пор считается символом зимы, как у нас снегирь. (Приложение 7).

Когда в 19 веке появились почтовые марки и рождественские открытки, на них стали изображать красногрудую птичку как символ теплых поздравлений. Сегодня в Великобритании без труда можно найти симпатичные открытки, где маленькая малиновка сидит на почтовом ящике, а рядом растет кустик остролиста.

Особенности написания письма

Что написать в открытке, как начать и чем закончить.

  1. Начинать стоит с Dear (дальше имя получателя и после него запятая):

Dear Tom, Dear Mr. Brown, Dear Miss Green, Dear Mrs. Smith.

  1. Текст поздравления:

Happy New Year! С новым годом!

I wish you a merry Christmas! Желаю вам счастливого рождества!

Merry Christmas! Веселого рождества!

Best wishes for a pleasant and successful New Year! Наилучшие пожелания доброго и успешного Нового года!

With all good wishes for the New Year! С самыми добрыми пожеланиями в Новом году!

We wish your days be filled with happiness and joy this year! Мы желаем Вам, чтобы ваши дни в этом году были наполнены счастьем и весельем!

Merry Christmas and happy New Year! Веселого рождества и счастливого Нового года!

New Year knocks at the door! Happy New Year! Новый год стучится в дверь! С Новым годом!

New Year –new beginning! Новый год – новое начало!

Hope this New Year will be happy for you! Надеемся, этот новый год будет счастливым для вас!

From our home to yours! От нашего дома – вашему!

Warmest wishes for the New Year! С наилучшими пожеланиями в новом году!

  1. Далее можно использовать разные варианты выражения эмоций или чувств к человеку, которого поздравляете.

1) Выразить благодарность:

Thanks for teaching me.

Thanks for being there for me.

Thanks for helping me.

2) Дать обещание:

I promise to be a better friend.

I promise to work harder.

I promise to call you often in the New Year…

3) Выразить сожаление:

I’m sorry that I can’t be with you.

I’m sorry that I caused you so much trouble.

I’m sorry that I didn’t call you as often as I should.

4) Сказать, что вы счастливы:

I am lucky to have a teacher like you

I am lucky to have a friend like you.

I am lucky to have parents like you.

6) Сказать, как вы цените:

I appreciate your hard work.

I appreciate what you’ve done for me.

I appreciate your

7) Сказать, что вы рады:

I’m glad that we could be spend time together.

I’m glad that we kept in touch.

I’m glad that I met you.

  1. С отдельной строки напишите завершающую фразу:

All the best, Best wishes, Yours, Love, Lots of love.
+ свое имя.

  1. Ниже адрес, по которому открытка должна быть доставлена в следующем порядке:

    • имя и фамилия адресата;

    • номер дома, название улицы;

    • город, почтовый индекс;

    • страна.

Tom Wilson

15, Oxford street

London, TN1 2 NB

England.

Результаты анкетирования учащихся

Мы провели анкетирование среди учащихся 7-х классов нашей школы. Выдала анкеты учащимся на дом, так как необходимо было опросить родителей, бабушек и дедушек. В анкетировании приняли участие 25 человек. Анкета содержала вопросы, которые помогли мне узнать, как часто в наше время люди используют традиционные открытки:

  1. Знаете ли вы что такое открытка?

Да

Нет

  1. Как часто вы дарите традиционные открытки?

Часто

Редко

Никогда

  1. Каким видом открыток пользуетесь чаще, электронным или традиционным?

Электронные

Традиционные

Одинаково.

Опрос показал, что поколение бабушек и дедушек часто используют традиционные поздравительные открытки, а поколение родителей и детей— редко, они пользуются электронными открытками.

Заключение

В результате выполнения творческой проектной работы по созданию поздравительных рождественских открыток мной выполнены поставленные задачи:

  1. Собрана и систематизирована информация об истории создания рождественской открытки, традициях оформления открытки.

  2. Изучена символика, используемая при изготовлении рождественских открыток.

  3. Изучена последовательность написания поздравительного письма на английском языке.

  4. Создана коллекция поздравительных открыток мной и моими одноклассникам своими руками.

Традиционная Рождественская открытка вызывает интерес и в наши дни. Открытка — это не просто красивая картинка, это добрая традиция, теплота и забота близких людей, история и память. Давайте сохранять традицию и отправлять с открыткой нашим близким частицу своей души. Я уже сделала свою первую Рождественскую открытку, соблюдая особенные традиции англичан (Приложение 8). Самые интересные поздравления, которые написали мои одноклассники, я представила в таблице (Приложение 9).

Список литературы

  1. Ахманова, О.С. Выгодская З.С., Горбунова Т.П., Ротштей Н.Ф.,Смирнитский А.И., Туабе А.М., под редакцией Ахмановой О.С.. Русско- английский словарь.− 1981.

  2. Добровольский Е. П., Смирнова С. М., Пронь И. А. Роль английского языка в современном мире // Юный ученый. — 2015.

  3. Трофимова М.А., Внеклассные мероприятия по английскому языку Москва «Глобус» 2010.

  4. Ожегов С.И. ,под редакцией Шведовой Н.Ю. Словарь Русского языка. – 1990.

  5. Агнглия – родина открыток. Интернет ресурс: http://adelanta.info/encyclopaedia

  6. История Рождественской открытки. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/all/we-wish-you-a-merry-christmas-and-a-happy-new-year/81315-rozhdestvenskaya-otkrytka-istoriya

  7. Символы Рождества. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.taday.ru

Приложение 1

Открытка 1843 года, Англия

Приложение 2

Иллюстрированная карточка, Германия

Приложение 3

Первые открытки, привезенные в Россию купцами

Приложение 4

Символы Рождества

Остролист (Holly)

Приложение 5

Омела (Mistletoe)

Приложение 6

Колокольчики (Bells)

Приложение 7

Символы Рождества. Малиновка (Robin)

Приложение 8

Моя открытка

Приложение 9

Таблица 1. Поздравления моих одноклассников.

Dear Veronika,

May the gladness

That is Christmas

And its joy and warmth

And cheer

Brighten all your holidays

And stay with you all year.

Best wishes,

Sasha

Dear Katya,

With Christmas greetings

And all good wishes

For the New Year.

Thanks for being there for me.

Love,

Nastya

Dear Yura,

Have a merry Christmas,

Have a happy New Year,

I hope we can spend a lot of time together in the New Year.

Your friend,

Egor

Dear mum and dad,

Christmas greetings and warm wishes for the coming New Year!

I am lucky to have parents like you.

Lots of love,

Your daughter Ira

Челябинск 2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Христианские поздравления с днем рождения девушке в стихах красивые
  • Поздравление для розы с днем рождения женщине
  • Поздравления с днем рождения мужчине христианские красивые стихи из библии
  • Туган конен белэн открытка башкортса женщине
  • Открытка с прошедшим днем рождения купить